Состоялся доклад Рахимиана Сепехрдада Бахрама «The Myth of When and Where: How False Assumptions Still Haunt Theories of Consciousness»
29 октября на базе НУЛ трансцендентальной философии Рахимиан Сеперхдад Бахрам представил свой доклад, за которым последовала оживленная дискуссия.
Основой для выступления послужила статья докладчика, которая на данный момент находится на этапе рецензирования. Докладчик говорил о том, что в современности мы имеем дело с большим разнообразием теорий сознания. Каждая из них предлагает свой собственный уникальный подход для объяснения того, чем является сознание, и в чем состоит его отличие от мозга. Тем не менее, докладчик считает, что им не удается дать четкий и неоспоримый ответ на вопрос о том, почему физические процессы мозга вообще должны ощущаться как-либо субъективно.
Многие теории сознания, таким образом, являются недостаточными и неверными. Современные теории сознания не могут объяснить, чем сознание собственно является, наделяют его многочисленными характеристиками, не говоря о нем самом.
Докладчик считает, что многие проблемы, с которыми мы сталкиваемся, начинаются еще с фолк-психологии как объяснения поведения человека. Фолк-психология представляет из себя примитивную практику, способность предсказывать, опираясь на самые широкие смыслы, поведения других людей. На нее сложно не опираться, т. к. она присутствует изначально. Но она не является научной. Это доказывается, например, тем, что фолк-мышление различается в зависимости от культуры (там где человек одной культуры увидит самостоятельное решение человека, индивид другой культуры заметит некую предопределенность).
Далее докладчик говорит о нескольких структурных (понимают сознание как структуру в мозге) и функциональных (сознание как результат некоторой функции) теориях сознания. В частности таких, как Теория глобального рабочего пространства, Теория рекуррентной обработки, Теория интегрированной информации и Теория выигрышной гипотезы. Автор доклада приводит возражения, которые затрагивают как структурные, так и функциональные теории сознания.
После этого докладчик переходит к трудной проблеме сознания. Некоторые теории дистанцируются от нее, предпочитают продолжить исследования без ответа на вопрос о том, как они с ней соотносятся. Это очень удобная, но неверная позиция, принимая которую, теория начинает представлять из себя лишь сбор разрозненных данных.
Кроме того, многие предположения разных теорий сознания пришли из фолк-психологии. Они не отбрасываются только из-за того, что на них уже было потрачено много времени. Докладчик предлагает посмотреть на сознание с другой перспективы, которая будет способна отбросить устоявшиеся, но неверные предпосылки.
Примером хорошей теории сознания докладчик называет Теорию схем и внимания, которая утверждает, что в мозге существует некоторый процесс, который отвечает за фокусирование на тех или иных моделях, которые мозгу реально доступны.
После доклада развернулась оживленная дискуссия. Участники обсуждали возможности феноменологического подхода к обсуждению сознания, связь фолк-психологии и трудной проблемы сознания, вопросы редукционизма и многое другое.