• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Состоялся воркшоп "Феноменология в СССР"

20-21 сентября на базе Научно-учебной лаборатории трансцендентальной философии состоялся воркшоп «Феноменология в СССР», посвящённый положению феноменологической философии в советской и постсоветской культуре и университетской практике

В рамках выступлений речь шла как об институционализированных фигурах — М.К. Мамардашвили, В.В. Бибихине и Н.В. Мотрошиловой, — так и о латентных формах феноменологической мысли, в разной степени присущей советской и эмигрантской культуре. 
Первый день воркшопа начался с доклада Максима Мирошниченко (ИГИТИ им. Полетаева НИУ ВШЭ), обратившегося к трансцендентальным проектам Александра Пятигорского и Владимира Лефевра — обсервационной философии и космическому функционализму соответственно. По замечанию присутствовавшего на выступлении Г.И. Чернавина, в этом докладе было произведено «выворачивание наизнанку» тематики феноменологии в СССР, ведь в фокусе доклада оказались ярко антифеноменологические проекты исследователей, значительную часть жизни проведших в эмиграции. 
Светлана Коначёва (РГГУ) продолжила воркшоп с выступлением, посвященным советским исследователям и продолжателям хайдеггеровской философии. Татьяна Щедрина (РГГУ), в свою очередь, обратилась к архивному наследию Густава Густавовича Шпета, одного из крупнейших последователей Гуссерля в СССР, начавшего свои феноменологические штудии еще в дореволюционной России и продолжившего их, несмотря на радикальные идеологические перемены. Диана Гаспарян (НИУ ВШЭ) и Михаил Белоусов (РАНХиГС) в своих докладах рассмотрели разные аспекты творчества Мераба Мамардашвили, которые можно обозначить как феноменологические. Михаил Белоусов, в частности, обратил внимание на сходство понимания «метафизического апостериори» Мамардашвили («Лекции о Прусте») и Марселем Прустом с гуссерлевской концепцией «апостериорной необходимости». Алексей Савин (РАНХиГС) рассказал о рецепции и развитие феноменологических идей в творчестве советских философов, придерживавшихся марксизма-ленинизма. Завершила первый день воркшопа Татьяна Литвин (НИУ ВШЭ) с докладом, вновь посвященным феноменологическим мотивам творчества Мамардашвили.
Андрей Паткуль (СПбГУ) открыл второй день воркшопа выступлением о малоизвестной в русскоязычном пространстве аксиологической интерпретации философского проекта Гиви Маргвелашвили. Георгий Чернавин (НИУ ВШЭ) в своем докладе не стал обращаться к теме рецепции и развития феноменологии в СССР, произведя феноменологическое расчленение концепции совести, содержащейся в «сталинистских» произведениях Мариэтты Шагинян и показав этическое слепое пятно, персонифицированное и вынесенное вовне. Екатерина Хан (РУДН) рассказала о феноменологических мотивах в работах Николая Ивановича Жинкина, посвящённых исследованию внутреннего слова и смысла речи, а Виктор Молчанов (РГГУ) затронул личный опыт участия в становлении и развитии феноменологического движения в СССР. Дмитрий Клеопов (ИИПВ) выступил с оммажем Владимиру Вениаминовичу Бибихину, обратившись к его пониманию языка философии и влиянии на неё Витгенштейна. Доклад Натальи Артёменко (СПбГУ) был посвящён рецепции Гуссерля в творчестве Нелли Васильевны Мотрошиловой 1980-х гг. и опыту обработки подготовленных к публикации архивов. Завершила воркшоп Анна Ганжа (НИУ ВШЭ) с докладом, посвященным творчеству советских кинематографистов, литераторов и индоктринированному идеологией языку.