• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Состоялся доклад М.В. Шпаковского «Была ли философия в Древней Руси? Переосмысляя и решая проблему»

6 октября на базе НУЛ трансцендентальной философии научный сотрудник Института философии РАН М.В. Шпаковский представил свой доклад о становлении и развитии древнерусской философии

В докладе были рассмотрены различные аспекты такого явления как древнерусская философия. Докладчик начал с небольшого исторического введения, чтобы показать, что древнерусская философия действительно существовала несмотря на то, что многие исследователи это отрицают, т. к. она не относится к философии в профессиональном смысле, которая появилась в России лишь в XVII веке. Вопрос о существовании древнерусской философии (XI-XVII век, хотя некоторые исследователи ограничивают древнерусский период временем существования Киевской Руси), подчеркнул докладчик, настолько же сложен, как и вопрос о существовании византийской философии. Еще 100 лет назад считали, что существовало лишь византийское богословие, сейчас же философская византология является перспективным и активно развивающимся направлением.

Докладчик отметил, что древнерусские книжники не переводили на церковнославянский язык классическую античную философию, т. к. перевод светской греческой философии считался чем-то языческим, а по большей части были сосредоточены на переводах патристических текстов, в частности, Иоанна Дамаскина и Псевдо-Дионисия Ареопагита. В этом кроется одна из проблем древнерусской философии, т. к. многие считают, что речь в этом случае возможна лишь о богословии. Тем не менее, термин “философия” и его понимание присутствует в древнерусской книжности. Было также и определение “метафизики”, которое, однако, по большей части отождествлялось с теологией.

Далее докладчик подробно рассказал об основных трех темах, на которых была сосредоточена древнерусская философия. Во-первых, иконопочитание. Древнерусские мыслители приводили обоснования понятия икона, рассуждали о красоте иконы, спорили о возможности рисования и почитания ангелов, выступали в защиту ветхозаветных эпизодов. Во-вторых, типы познания, в частности, вопрос о возможности мистического познания Бога. Например, Артемий Троицкий представил мистико-аскетическую теорию, выделил три стадии духовного развития, связанные с разными частями души: плотская, естественная и сверхъестественная. В-третьих, тринитарное богословие, полемика с арианством.

После доклада развернулась оживленная дискуссия. Были затронуты вопросы понимания византийства, сохранности древнерусской традиции и ее интеллектуального влияния на последующую философию, значимости того или иного мыслителя для древнерусской философии и др.

Электронная почта для связи с М. В. Шпаковским: shpakomih@mail.ru.