Состоялся доклад Е.В. Косиловой "Бессилие как позиция и как модус понимания"
2 апреля в рамках Лаборатории трансцендентальной философии состоялось выступление доцента, д.ф.н. Елены Владимировны Косиловой на тему «Бессилие как позиция и как модус понимания»
Свой доклад Елена Владимировна начала с зарисовки концепции познания как воли к власти Фридриха Ницше. Опираясь на его не опубликованный при жизни текст «Воля к власти», Елена Владимировна раскрыла инструментальность философского знания для Ницше. Она показала, что, во-первых, знание для Ницше выступает как способ господства в мире и подстраивания мира под собственные нужды и желания субъекта. В этом контексте она также показала родство ницшевского подхода к знанию с эволюционой эпистемологией нашего времени и с концепцией аутопоэзиса Франсиско Варелы и Умберто Матураны. Во-вторых, она отметила, что в таком понимании знания через призму отношений рабства и господства не остается места свободе. Ницшевскому инструменталистскому пониманию знания Елена Владимировна противопоставила платоновский подход к знанию. Так, обращаясь к диалогу «Лахет», Елена Владимировна на примере разбора платоновским Сократом определения мужества показала значимость для Платона знания самого по себе вне зависимости от практических импликаций и социального контекста.
Было замечено, что подход к знанию, связанный с отношениями власти и господства, был во многом характерен — хотя и в ином по сравнению с Ницше смысле — и для феноменологической традиции. Примером этому может служить сравнение понимания с усвоением питательных веществ из «Бытия и ничто» Жана-Поля Сартра. В этой связи спикер обратилась к этимологии слова «понимание» в различных европейских языках. Оказалось, что как в русском, так и в английском (to seize, to grasp), немецком (auffassen, begreifen), французском (comprendre), испанском (alcansar), турецком (kavramak) языках, этимология слова «понимать» связана с образами взятия, схватывания, обладания. Как было отмечено, сама по себе этимология не может являться аргументом в философском споре, но она показывает неслучайность развития тех или иных концептов в философии.
В связи с феноменологическим подходом к знанию Елена Владимировна вернулась к связи свободы и знания. Она показала, как, несмотря на видимую отдаленность друг от друга, Хайдеггер и Аристотель подходят к пониманию как к выражению такой свободы человеческого существа, которая в то же время не оказывалась привязанной к власти и господству.
Елена Владимировна предложила подумать о существе свободы в отношении к знанию через описание позиции бессилия, которую в отношении к знанию фактически предложили такие совершенно разные философы, как Хайдеггер и Витгенштейн. С бессилием как основным модусом понимания Елена Владимировна связала концепцию «насыщенного феномена» французского феноменолога Жана-Люка Мариона и подход к понятию данности (Gegebenheit) Жака Деррида. В поисках внефилософских подходов к пониманию как бессилию докладчица обратилась к таким разным источникам, как суфийская традиция и творчество турецкого рок-музыканта, певца и автора песен Барыша Манчо.
После доклада стажеры-исследователи лаборатории приняли участие в оживленной дискуссии. В частности, Илья Онегин обратил внимание на неравноценность понятий свободы, характерных для античной Греции и для философии Нового времени, и на тот факт, что отношения между указанными в докладе мыслителями характеризуются не параллельностью, а взаимным включением в свои философские конструкции. Михаил Голубов указал на то, что само понятие бессилия как определенной философской позиции в связке со знанием изначально расположено в контексте властных отношений и так или иначе привносит проблематику власти и господства в разговор о понимании. Анастасия Коцарь подняла вопрос о соотношении утверждения ценностей и стремления к тотальности познания мира в ракурсе вопроса о власти.
Ссылка на запись выступления: https://drive.google.com/file/d/1KKjCzuPGhV1VFOWN5RcM03JydpulWh6G/view?usp=sharing.