Состоялся доклад Ильи Онегина «Философия как свобода: трансцендирование опыта у Яна Паточки»
20 июня на площадке НУЛ трансцендентальной философии был представлен доклад стажера-исследователя лаборатории Ильи Онегина на тему «Философия как свобода: трансцендирование опыта у Яна Паточки»
В первую очередь, Илья в своем докладе акцентировал биографические обстоятельства становления Паточки как философа: унаследованную принадлежность к чешской национальной интеллигенции, выбор именно чехословацкого Карлова университета в качестве alma mater. Была отмечена роль знакомства с Эдмундом Гуссерлем и Ойгеном Финком на философские разработки Паточки, особенно влияние не публиковавшихся в 1930-х гг. текстов Финка о феноменологической редукции и трансцендентальной субъективности на диссертацию Паточки тех лет и последующие феноменологические разработки. Илья показал, что уже в 1930-х гг., в тексте о проблеме жизненного мира Паточка разработа ту модель отношения философии и истории, которая определяла его позднейшие способы осмысления роли и значения философии. Показано единство концепции трансценденции опыта, которую Паточка разрабатывал в 1950-70-х гг. В ее рамках он рассматривал значение метафизики и феноменологической философии (тесную связь которой с метафизикой он обосновывал) в качестве источника особого рода свободы, связанной с выходом человека за пределы опытно данного, и рассматривал исторические условия так понимаемой философии. Показано, что Паточка видел взаимоотношения философии как практики свободы и политики как условия свободы в качестве реципрокных. Если философия, по его мнению, оказалась возможной именно на этапе политических потрясений античной Греции, когда греческий человек освободился от «первого движения жизни» — движения принятия, движения продолжения жизни ради жизни — и «второго движения» — движения защиты, движения сохраниения жизни ради жизни — в пользу третьего движения — «движения истины», т.е. установки жизненного мира, характеризующейся обращению к трансцендентному, вечному, потустороннему эмпирическому опыту. В заключение доклада Илья сопоставил концепцию свободы Паточки и связи свободы и философии в его разработках с аналогичными концепциями в современной ему континентальной и также аналитической мысли, показав его уникальность.
По окончании доклада стажер-исследователь НУЛа трансцендентальной философии Мария Стенина подняла вопрос о связи концепции свободы Паточки и идеологии в феноменологическом ее понимании: предполагала ли эта концепция некую очерченную «идеологическую» платформу свободы или же скорее понимание свободы как «мерцающей» между отрицанием и утверждением, тождеством и различием. Илья в ответе на вопрос предположил, что концепцию свободы Паточки следует понимать двояко: с одной стороны, в качестве «свободы-в-себе» свобода у Паточки мыслилась скорее «идеологически» в противостоянии несвободным практикам и несвободной истории; с другой стороны, это не исключает и «свободу-для-себя» как феноменологически «мерцающую» свободу, не приходящую ни к какой окончательной истине в пользу бесконечного спекулятивного движения.
Ссылка на запись: https://us06web.zoom.us/rec/share/ak9NcDeLYjp-ETTgPHt4eBuh9r6O8ea8DPdvffaeulS18Vz7v8A6xPhwim1vsaLV.bWvjDz6OmrsmUilp.
Код доступа: @q!Vm9UX.