«Пишем звук» или философия текста в пространстве галереи: состоялся доклад-дискуссия об «упражнениях в концептуализме» и «опавших листьях»
26 февраля на площадке НУЛ трансцендентальной философии состоялся доклад-дискуссия, посвященный сравнению опыта проекта-лаборатории на стыке философии и современного искусства «Упражнения в концептуализме», чтения «Упражнений в стиле» Р. Кено и исследования трилогии «Опавших листьев» В.В. Розанова. В докладе участвовали С.М. Климова, Н.Д. Лечич и М.-С.Д. Жуматина
Выставка «Упражнения в концептуализме» состоялась 18.01-04.02.2024 в московской Галерее на Песчаной. Кураторами были стажер-исследователь НУЛ ТФ Майя-София Жуматина и доц. ШФиК Н.Д.Лечич, с участием пяти студентов ВШЭ, которые работали в полуторагодовом проекте-лаборатории «Философия текста. Текст в современном искусстве».
В рамках мероприятия НУЛ ТФ были проведены доклад и дискуссия с целью анализа корреляций двух проектов-исследований — «Упражнения в концептуализме» и трилогии «Опавших листьев» В.В. Розанова.
В первой части доклада, Майя-София Жуматина рассказала о работе проекта-лаборатории и главных исследовательских вопросах, связанных с особой онтологией концептуального искусства, в первую очередь — с отношением в произведении искусства его концепции и артефакта. М.-С. Жуматиной была проведена презентация выставки как эксперимента в «прикладной онтологии»: «Упражнения концептуализме» — это исследование того, как далеко можно зайти в перестройке отношения концепции и артефакта. Выставка состояла из шумового звука (который не мог бы быть опознан как художественный артефакт без экспликации), и 99 его табличек-экспликаций, превращающихся вместе с ним в 99 совершенно разных произведений искусства и тем самым «расщепляющих» художественный артефакт-звук на 99. Доклад затронул вопросы художественного, эпистемологического и онтологического статуса концепции и экспликации.
В своей части доклада Никола Лечич рассказал о работе французского писателя Реймона Кено «Упражнения в стиле» (Raymond Queneau. Exercices de style, 1947/1963), оммажем которой является название выставки. В «Упражнениях в стиле», одно обычное наблюдение с парижских улиц, «записка» или «фиксация», переписывается в 99 разных «стилях». На примерах стилей «Официальное письмо», «Вульгарное», «Обонятельное», «Ботаническое», «Медицинское» и «Оскорбительное», Н.Д.Лечич показал, каким образом «записка» постепенно теряет свою изначальную ауру «нейтральности» и «объективности», и все, что казалось простым и недвусмысленным фактом, оказывается «подвешенным» между разными текстами, каждый из которых конструирует свой мир по-новому. Необычный эксперимент Кено нашел отражение в «Упражнениях в концептуализме», с той разницей, что место «записки» занимает таинственный шумовой звук, у которого нет ясного и очевидного описания. 99 экспликационных текстов-табличек превращают звук в 99 совершенно разных произведений искусства и тем самым «подвешивают» статус как художественного артефакта-звука, так и 99 моделируемых произведений искусства. Н.Д.Лечич на основе ряда экспликаций выставки показал, каким образом текст может прямую менять онтологический статус звука, создавая ситуации, в которых читатель-слушатель сам становиться чем-то новым, получает новую роль.
В последней части доклада, Светлана Климова (профессор ШФиК, руководитель НУЛ ТФ) поделилась рядом размышлений о том, насколько возможно рассуждать о пересечении концептуального искусства XXI века и философии текста на примере жанра «опавших листьев» В.В. Розанова в 10-е годы XX века. Как объяснила С.М. Климова, одно из основных намерений Розанова было преодоление «мертвого слова» печатных книг, которые появились благодаря изобретению Гутенберга. Розанов завещал издавать свои записки («листья») только так как он их скомпоновал, чтобы сохранить значение того, как написан текст. Свое основное вдохновение Розанов брал из «Псалтыря», который состоит из 150 разных коммуникативных ситуаций между человеком и богом. С.М. Климова предложила рассматривать каждый лист Розанова как аналог псалма. Таким образом, записки Розанова были показаны схожими по структуре с партитурными текстами: в форме «опавших листьев» заложены принципы речитативного чтения и заключены философские вопросы. В отличии от «Упражнений в концептуализме», где звук был заранее задан (но трансформировался и обогащался за счет текста), у Розанова музыка может быть сотворена в перформативности чтения, как дословно музыка-из-слов.
В последующей дискуссии были подняты вопросы возможности концептуального искусства без артефакта, а также сходства экспериментов Розанова, Кено и «Упражнений в концептуализме» с философией текста в диалоге Платона «Федр».