Состоялся доклад Романа Устьянцева "Зарождение и развитие философии в Мексике. Мысль Сэмюеля Рамоса"
26 апреля на базе Научно-учебной лаборатории трансцендентальной философии состоялся доклад докторанта и научного сотрудника Высшего совета по научным исследованиям (CSIC) Испании Романа Устьянцева на тему: «Зарождение и развитие философии в Мексике. Мысль Сэмюеля Рамоса»
В рамках доклада была предложена краткая реконструкция того, как произошел переход от философии в Мексике — к собственно мексиканской философии.
В качестве отправной точки доклада была выбрана работа Рамоса «История философии в Мексике» (1943). В этом тексте Самуэль Рамос развивает характеристики и направления в мексиканской философии от ее зарождения до начала XX-го века и отмечает, что не только содержание, но и форма, а также социологический профиль сделали мексиканскую мысль чем-то поистине уникальным. Один из главных вопросов данного исследования — обнаруживается ли в мексиканской философии какое-либо характерное “национальное чувство (sentido national)”? Как показывает докладчик, особенность философии в Мексике Рамос связывает скорее с формой и периодизацией, отделяя друг от друга колониальный и независимый периоды мексиканской мысли как некоторый отдельные “секции”.
Далее предлагается обозначить и прояснить перечень интеллектуальных влияний, определивших основные темы и тенденции мексиканской философии. В колониальный период проблематика философии в Мексике носит преимущественно дидактический характер (сперва связанный с аристотелизмом и его последующей критикой, затем картезианством, позитивизмом Огюста Конта и другими европейскими философскими направлениями мысли), о чем свидетельствуют, например, фигуры отца Алонсо де Беракруза или Карлоса де Сигуэнса-и-Гонгоры. Независимость Мексики делает возможным развитие более аутентичной мысли, которая тем не менее имеет свои истоки в философской традиции Старого Света.
В рамках доклада также была кратко обозначена история распространения мысли Хосе Ортеги-и-Гассета в Мексике, а затем и история преодоления его влияния. В ходе животрепещущей дискуссии были затронуты параллели между русской и мексиканской мыслью, различия в философских стратегиях европейских интеллектуалов, приехавших в Мексику ввиду различных обстоятельств (как, например, Хосе Гаос). Роман Устьянцев провел отличный экскурс в малоизученную область истории мировой философии, и вызвал живой отклик среди участников семинара, что заметно по продолжительности и живости дискуссии.