• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Состоялся заключительный ридинг-семинар по лекциям Эдмунда Гуссерля

27 июня на базе Научно-учебной лаборатории трансцендентальной философии в смешанном формате состоялся заключительный в этом учебном году ридинг из цикла ридинг-семинаров по лекциям Эдмунда Гуссерля

Участники обсудили 10-12 параграфы VIII приложения к Hua XI, посвящённые теме бессмертия трансцендентального Я и аподиктичности воспоминаний. Разгорелась дискуссия о статусе бессмертного Я — Я до рождения и после смерти — у Гуссерля. Илья Онегин высказал позицию, заключающуюся в том, что идея «спящего», «лишённого снов» (traumlos) Я у Гуссерля аналогично кантовским идеям чистого разума, и её значение заключается в том, чтобы делать осмысленным понятие сознания как процесса вообще, в том числе возможные понятия «начала» и «конца». Евгения Александровна Шестова (РГГУ) в противовес этому выдвинула тезис о привативном характере бессмертия у Гуссерля: идея бессмертия, по её мнению, заключается просто в невозможности опыта смерти. Дмитрий Резников (Билефельд) обратил внимание на гуссерлевское понимание первичного времени, Urzeit, которое, в частности, было раскрыто Александром Шнеллем в монографии, посвящённой проблеме времени у Гуссерля («Das Problem der Zeit bei Husserl»). Дмитрий также проблематизировал тождество бессмертного Я — бессмертному сознанию у Гуссерля. Анна Александровна Шиян (РГГУ) поддержала Дмитрия и подчеркнула различие между контекстами говорения о субъективности и о сознании у Гуссерля. Глеб Навильников (ВШЭ) предложил дерридианскую интерпретацию, показывая, что обращение Гуссерля к тематике бессмертного Я показывает у него преодоление «метафизики присутствия» в примате «живого настоящего». Дмитрий Резников показал, что у Деррида нет проблем с живым настоящим и тем более не было бы, особенно если бы Деррида читал гуссерлевские C-манускрипты. Евгения Александровна Шестова выделила Деррида и Финка как феноменологов (sic), которые показали, что у проблем Гуссерля возможно более чем одно решение. Особенную значимость, в частности, в статьях из сборника «Nähe und Distanz» Финк уделял спекулятивному мышлению, только посредством которого возможен доступ к некоторым аспектам опыта. Дмитрий Резников вспомнил, как Гуссерля и Финка иногда называют бóльшими феноменологами, чем Гуссерль, с чем согласился Глеб Навильников. Евгения Александровна Шестова отметила, что гуссерлевское разведение бессмертии Я и бессмертия души напрямую противоречит кантовской идее бессмертия души.