Отчет о лекциях Анри Юда в рамках 12 и 13 семинара НУГ
9 и 10 декабря 2015 г. научно-учебная группа по изучению философии войны провела 12 и 13 семинары. При участии факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, Совета по внешней и оборонной политике НУГ организовала две лекции Анри Поля Юда (Henri Paul Hude), профессора французской военной академии Сен-Сир, директора исследовательского центра внешней политики и войны (CREC), основателя и вице-президента Европейского общества военной этики (EuroISME).
На первой встрече французский учёный выступил с докладом «Кризис международной и оборонной политики Франции как кризис ценностей» (“The Crisis of International and Defense Policy of France as the Crisis of Values”). На второй – с лекцией «Справедливость. Война. Терроризм. Философское-политические размышления о Франции и ее будущем» ("Justice. War. Terrorism. Philosophic-Political Considerations about France and her Future").
Выступления А. П. Юда были посвящены анализу культурных, экономических, политических предпосылок терроризма во Франции и в других странах. Тотальная война с терроризмом была рассмотрена в первую очередь как явление политики и экономики. Не мало было сказано о роли внешней политики США как в развитии современного исламского террора, так и в борьбе с ним.
На встречах А. П. Юд поделился своей исследовательской находкой. Он предложил рассматривать феномен современного терроризма в качестве результата кризиса западной культуры. По его словам, именно тотальное влияние западного нигилизма на исламское мировоззрение является основой идеологии терроризма. Параллельно с навязыванием западных ценностей в мусульманские страны проникает и нигилистическое миропонимание, получающее в культуре ислама дополнительные источники для развития. В связи с этим Юд предложил говорить не о радикализации ислама, а об исламизации радикализации, подразумевая под этим во многом исламизацию нигилизма.
Анализируя современный терроризм не только как экономическую, политическую проблему, но и как кризис культуры, Юд выдвинул идею разоблачения его мировоззренческих установок. На роли главных героев борьбы с феноменом исламского варианта нигилизма он предложил ценности христианства.
Данная позиция вызвала рад вопросов у аудитории. Одним из них стал вопрос о философах-носителях христианской культуры. С точки зрения Юда, этими мыслителями могли бы стать Декарт, Паскаль, Бергсон.