• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Любимов Ю. «Десять дней, которые потрясли мир»

Новые спектакли
Театральная Москва, 1965, № 14, С. 3-4.

С нетерпением ожидали москвичи новую премьеру Театра драмы и комедии на Таганке — спектакль «Десять дней, которые потрясли мир» по мотивам одноименной книги Джона Рида. Это и понятно - великолепная книга замечательного писателя коммуниста Джона Рида, которую В. И. Ленин мечтал видеть «распространенной в миллионных экземплярах и переведенной на все языки мира», интереснейшие задачи молодого театрального коллектива и, наконец, неуемная фантазия главного режиссера этого театра Юрия Любимова — постановщика спектакля «Десять дней, которые потрясли мир» - позволяют надеяться на создание интересного представления.

В беседе с нами Ю. П. Любимов рассказал:

- Я думаю, что поиск в современном искусстве может быть особенно плодотворен на стыке жанров. Поэтому я мечтаю о создании синтетического зрелища, синтетического спектакля. Первые шаги мы попытались сделать в «Добром человеке из Сезуана». Это же стараемся развивать в спектакле «Десять дней, которые потрясли мир».

Нам бы хотелось сделать этот спектакль в традициях празднования первых годовщин Октября, массовых зрелищ, программы коллективов агитпоездов, «синей блузы», окон РОСТА, используя широкие выразительные средства агитплаката, героико - революционного гротеска, буффонады, мистерии — средств, исконе свойственных театру улиц и площадей, театру фольклорных жанров.

Если же говорить о пафосе этого народного представления, то его можно определить так — извечное стремление человечества к Свободе, к Революции.

- Кто же будет занят в новом спектакле?

Вся труппа. Причем, актеры будут играть по 5-6 ролей каждый (только один артист - Н. Губенко играет одну роль — роль Керенского). Задача нелегкая: она требует молниеносного перевоплощения актера в образ (пять, шесть раз в спектакле!). К тому же это зрелище синтетическое, с пантомимой, цирком, буффонадой. Оно требует владения такими выразительными средствами, как пластика, темп-ритм, биомеханика.

Кто же действует в этом представлении?

Революционный народ (рабочие, и крестьяне, и солдаты), друзья, сочувствующие, попутчики, враги, предатели, провокаторы, надеющиеся, перепуганные, сомневающиеся…

Оформляет спектакль художник А. И. Тарасов, композитор Н. Н. Каретников.

… На сцене идут последние приготовления к спектаклю. Актеры примеряют маски, проверяют реквизит, выносят вешалки с костюмами, репетируют, разминаются. На сцене деловая рабочая обстановка…

Не подумайте, что это репетиция: все это увидят зрители, пришедшие на спектакль. Кульминацией служит выход на сцену трех представителей вооруженного народа — Матроса, Солдата и Красногвардейца. Их холостой залп из трех винтовок служит сигналом к началу действия.

… Бьют куранты Спасской башни. Одновременно раскрываются боковые двери, и четким гвардейским шагом через фойе в зал в лучах прожекторов входит караул. На сцене высвечивается силуэт Мавзолея с надписью: ЛЕНИН и мемориальная плита: ДЖОН РИД, ДЕЛЕГАТ 3-ГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА. Следует церемониал смены караула у Мавзолея. Звучит голос Ленина:

- Книга Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир» дает правдиво и необыкновенно живо написанное изложение событий, столь важных для понимания, что такое пролетарская революция и диктатура пролетариата…

Это начало. Ну, а пересказывать спектакль мы не станем. Приходите в театр!

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.