• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Выставка «Боровский – Любимов. 30 лет вместе»


О Давиде Боровском:

Давид Боровский - народный художник России. Дебютный московский спектакль, который он создал в 1967 году, - "Хочу быть честным" в Театре им. Станиславского (реж. Михаил Резникович). А первая работа Боровского, которую увидели зрители Театра драмы и комедии на Таганке, - "Мать" Максима Горького (реж. Юрий Любимов, 1969). С 1973 г. Боровский - главный художник Театра на Таганке. А с 2002 года - главный художник МХАТ. На драматических и оперных сценах России, Италии, Германии, Венгрии, Франции, Финляндии и США он участвовал в постановках около 150 спектаклей. 

Аннотация к выставке:

История мирового театра хранит память о золотом веке знаменитой «Таганки», когда в этом театре вместе работали художник Давид Львович Боровский и режиссёр Юрий Петрович Любимов. Они сотрудничали не только в Театре на Таганке и не только в драматическом театре, но и в опере, как в России, так и за рубежом.

««Художник и режиссер», – говорил Боровский, – должны работать вместе и понимать друг друга. В идеальном случае их совместные идеи так сплетены, что непонятно, собственно: кто чьи интересы отстаивает». Идеальный случай длился три десятилетия, когда творческое взаимопонимание помогало не только создавать уникальные сценические произведения, но и преодолевать различные нападки на «Таганку» и такие тяжелые испытания как лишение гражданства Юрия Любимова.  Вглядеться подробнее, понять эстетические и этические основы партнерства двух довольно разных по характерам людей, неистово влюбленных в театр и неразделимых в истории театра, поможет эта выставка.

В экспозицию включены макеты к драматическим и оперным спектаклям – «Гамлет» У. Шекспира /Театр на Таганке, 1971/, «Борис Годунов» М. Мусоргского /Театр Ла Скала, Милан, Италия, 1979/, «Владимир Высоцкий» /Театр на Таганке, 1981/, «Самоубийца» Н. Эрдмана. /Театр на Таганке, 1990/, «Пиковая дама» П. Чайковского /Карлсруэ, Германия, 1990/, «Вишневый сад» А. Чехова /Театр Дионисия, Афины, Греция, 1995/, «Шарашка» по роману А. Солженицына «В круге первом» /Театр на Таганке, Москва, 1998/,  а также эскизы, наброски, страницы записных книжек Давида Боровского.

Автор экспозиции – Александр Боровский.
В экспозиционном пространстве выставки будут проходить просмотры, вечера воспоминаний, выступления артистов. 

Источник: Официальный сайт ГЦТМ им. А.А. Бахрушина. URL: http://www.gctm.ru/event/vyistavka-borovskiy-lyubimov-30-let-vmeste-k-100-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-yuriya-lyubimova/

СМИ о выставке:

ТАСС-Культура, 3 июля 2017: Выставка "Боровский - Любимов. 30 лет вместе" открывается в мемориальном музее "Мастерская Давида Боровского" в понедельник. Экспозиция приурочена к 100-летию со дня рождения Юрия Любимова, сообщили ТАСС в пресс-службе музея.

"Выставка в Мемориальном музее "Мастерская театрального художника Давида Боровского" - это память о шедеврах, рожденных блестящим творческим тандемом выдающихся мастеров театра", - уточнили в пресс-службе музея.

Центральные экспонаты - это макеты к целому ряду спектаклей Любимова и Боровского, работы не только для драматического, но и оперного театра. Также в экспозиции можно будет увидеть эскизы Боровского, страницы из его записных книжек, документы из личного архива.

Посетители смогут увидеть совместные работы мастеров, воплощенные в Театре на Таганке. Среди них - знаменитый "Гамлет" (1971 г.), "Владимир Высоцкий" (1981 г.), "Самоубийца" (1990 г.), "Шарашка" по роману Александра Солженицына "В круге первом" (1998 г.). В экспозиции также представлены малоизвестные совместные работы режиссера и художника: "Борис Годунов" Мусоргского в Театре Ла Скала (Милан, Италия, 1979 г.), "Пиковая дама" Чайковского в Карлсруэ (Германия, 1990 г.), "Вишневый сад" Чехова в Театре Дионисия (Афины, Греция, 1995 г.)

"Прошли годы, Боровского и Любимова нет с нами. Но завет художника, с которого начиналась в Музее-мастерской Давида Боровского в 2014 году выставка "Золотой век Таганки", остается в силе, и им заканчивается нынешняя выставка "30 лет вместе". "Помнить надо лучшие времена", - сообщил собеседник корр. ТАСС.

Источник: http://tass.ru/kultura/4382142

Известия, 26 июля 2017:Любимов+Боровский=Таганка. Музей имени Бахрушина представил экспозицию, посвященную создателям легендарного театра.

В мемориальном музее «Мастерская Давида Боровского» (филиал ГЦТМ имени Бахрушина) открылась выставка «Боровский — Любимов. 30 лет вместе». Экспозиция подготовлена к 100-летию Юрия Любимова и приурочена к дню рождения его постоянного соратника, художника Давида Боровского. Автор выставки — сын великого сценографа, известный театральный художник Александр Боровский.

Любимов и Боровский встретились в 1968 году. Первый же совместный спектакль «Живой» по повести Бориса Можаева был запрещен. Цензура испугалась правдоискательства жителей русской деревни. Дерзнувшего уйти из колхоза Федора Кузькина, которого сыграл Валерий Золотухин, посчитали бунтовщиком. А создателей спектакля и писателя — антисоветчиками. Через 21 год спектакль наконец увидел свет. За годы он лишь настоялся, как хороший коньяк.

— Я не могу забыть, как мы, зная, что у нас есть пропуск на Таганку, торжествующе, с чувством некоторой самодовольной гордости, проходили через толпу на Таганской площади, — рассказал историк театра профессор Алексей Бартошевич. — Переступая порог Таганки, мы оказывались в совсем другом мире — мире свободы и энергии взрыва. Но у всякой взрывной энергии должна быть своя геометрия. То, что делал Давид Боровский на сцене, — стремление укротить эту геометрию. Что очевидно в представленной экспозиции.

Потом у Любимова и Боровского были «Мать» Горького, «Что делать?» Чернышевского, «А зори здесь тихие» Васильева. И в 1971-м — легендарный «Гамлет» с Владимиром Высоцким в главной роли. Еще одним главным персонажем спектакля был занавес из грубой шерсти, придуманный Боровским. Для постановки, да и для театра он был символом. Тяжелый, грубый, плетеный, как рыболовная сеть, занавес сметал всё на своем пути. На сцене Таганки он был первым и последним. После «Гамлета» сцена театра открыта для зрителей.

На выставке представлено семь макетов декораций Давида Боровского, сделанных к драматическим и оперным спектаклям Юрия Любимова. А также 13 планшетов, эскизы, наброски, страницы записных книжек художника.

— Когда я впервые увидел макет «Вишнёвого сада», поставленного Любимовым в Афинах, то подумал: этими декорациями Боровского всё сказано, это точка, — поделился с «Известиями» воспоминаниями директор Музея имени Бахрушина Дмитрий Родионов. — Кто-то из критиков тогда написал, что «Вишнёвый сад» Боровского — это сад эпохи Чернобыля, когда всё уже теряет смысл. Но прошло время, и кажется, что этот сад стал отправной точкой для многих наших режиссеров.

В1975 году о тандеме Любимов — Боровский заговорил весь мир. В миланском «Ла Скала» была поставлена опера «Под солнцем яростным любви» Луиджи Ноно. А затем был «Борис Годунов» — шок для эстетствующей итальянской публики. После него Любимова признали легендой театральной режиссуры, а Давид Боровский стал образцом для сценографов. Его имя наравне со Станиславским и Мейерхольдом занесли в знаменитый театральный словарь Патриса Пави.

Год 1968-й, с которого началось сотрудничество Любимова и Боровского в театре на Таганке, и год 1998-й, когда их творческий тандем распался, начертаны белой и черной красками на алых кубах и являются доминантой экспозиции. Решение в стиле Таганки — яркое, эпатирующее, властно привлекающее внимание. В стиле, который почти полвека назад придумали Любимов и Боровский и в котором Таганка существует по сей день. 

Источник: https://iz.ru/623473/zoia-igumnova/liubimov-borovskii-taganka

Кино-Театр.ру: В Театральном музее им. Бахрушина пройдёт выставка, приуроченная к 100-летию со дня рождения Юрия Любимова.
В экспозицию под названием «Боровский — Любимов. 30 лет вместе» вошли материалы, рассказывающие о многолетнем сотрудничестве Любимова и художника Давида Боровскогов «Таганке» и других театрах. В частности, можно будет увидеть макеты к спектаклям «Гамлет», «Владимир Высоцкий», «Самоубийца», «Шарашка»(театр на Таганке), «Борис Годунов» (Ла Скала), «Пиковая дама» (Карлсруэ, Германия) и «Вишнёвый сад» (Театр Дионисия, Греция), а также эскизы, наброски, страницы записных книжек Боровского. Кроме того, в рамках выставки в экспозиционном пространстве будут проходить просмотры кинокартин и спектаклей, вечера воспоминаний, выступлений артистов, сообщили в музее.

Торжественное открытие выставки состоится сегодня, 2 июля, в Мемориальной мастерской Боровского в день его рождения. Автор — его сын, театральный художник Александр Боровский.

Для широкого зрителя выставка будет доступна с 3 июля по 28 февраля

Источник: http://www.kino-teatr.ru/teatr/news/y2017/7-2/12312/ 

Фото: Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина



Макет к спектаклю Театра на Таганке «Шарашка» по роману А. Солженицына «В круге первом» (1998). На заднем плане – портрет Маркса – оформление к спектаклю “Самоубийца” по пьесе Н.Эрдмана (1990). Фотограф — Александр Иванишин


Историк театра, исследователь творчества Давида Боровского Римма Кречетова. Фотограф — Александр Иванишин

Сергей Женовач, художественный руководитель театра «Студия Театрального Искусства», и Алексей Бартошевич, заведующий кафедрой зарубежного театра ГИТИС, специалист по творчеству Уильяма Шекспира. Фотограф — Александр Иванишин

Автор выставки Александр Боровский. Фотограф — Александр Иванишин

Заведующая музеем-мастерской Давида Боровского Нинель Исмаилова произносит речь. Фотограф — Александр Иванишин

Генеральный директор театрального музея Дмитрий Родионов открывает выставку. Фотограф — Александр Иванишин

На столе избранные фрагменты из записных книжек Давида Боровского. Фотограф — Александр Иванишин

Татьяна Сельвинская, почетный член Российской Академии Художеств заслуженный деятель искусств РСФСР, Лауреат Государственной премии Российской Федерации. Фотограф — Александр Иванишин

Вице-президент Российской академии художеств Андрей Золотов у макета к спектаклю «Пиковая Дама». Фотограф — Александр Иванишин


Александр Владимирович Журавский, заместитель министра культуры РФ. Фотограф — Александр Иванишин


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.