• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Гастроли в Ташкенте. Театр и время

В Ташкенте показывает свое искусство один из самых молодых, но уже хорошо известных в стране театральных коллективов – Московский театр драмы и комедии на Таганке. Руководит им заслуженный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР Юрий Петрович  Любимов, вахтанговец, известный мастер театра и кино.

Давно вынашивал Юрий Любимов мечту о театре полемическом, способном отвергнуть те особенности сценического стиля, которые мы сегодня называем трафаретными. И такой театр родился в тот день, когда его ученики из Вахтанговского училища показали на учебной сцене пьесу Бертольда Брехта «Добрый человек из Сезуана». Это была не просто удачная студенческая работа, «Добрый человек из Сезуана» стал спектаклем программным, своеобразным манифестом, в котором режиссёр смело утверждал идеи нового театра.

В Ташкенте театр открыл свой юбилейный, десятый сезон. Корреспондент «Ташкентской правды» обратился к главному режиссёру театра Юрию Петровичу Любимову с просьбой рассказать об эстетических принципах театра на Таганке, о репертуаре, о планах на будущее.

-  Идейные задачи советских театров – едины, - сказал Ю. П. Любимов. – Они отражают общность наших общественно-политических идеалов и определены в известных документах.

Но здесь кончается общее и начинается различие. В искусстве важно не только «что», но и «как».

В фойе нашего театра в Москве (в Ташкент мы их тоже привезли) висят портреты Станиславского, Вахтангова, Мейерхольда и Брехта – величайших революционеров, новаторов сцены. Они утверждали, что современный театр предполагает разнообразие и многообразие стилей, творческих манер, их соревнование и взаимообогащение.

В наш бурный век крупнейших политических и социальных преобразований, век научно-технической революции и полётов человека в космос театр не может стоять в стороне от жизни. Художник знает, что его искусство лишь тогда вызывает отклик, когда будет рассказывать о самом волнующем и насущном. Этому нас учат великие реформаторы сцены.

Нам чрезвычайно близка брехтовская концепция личности. Для Брехта характерно активное отношение к зрителю. Для него зрительный зал – это люди, от воли и ума которых многое зависит в современном мире.

Следуя заветам своих учителей, мы не скрываем своего отношения к тому, что изображаем. У нас есть свои герои – люди высокого духовного бескорыстия и патриотической самоотверженности, готовые жизнью ответить за судьбу и честь своего народа. Мы не терпимы к тем, кто живет на иждивении у демагогической словесности, к бесстыдным устроителям собственного благополучия и хранителям собственного мизерного покоя.

Мысли выражаются словом и движением. Театр – искусство не только слышимое, но и видимое. Меня увлекает возможность найти в пьесе и смысловой, и чисто театральный зрительный ход.

- Какие требования вы предъявляете к актёру вашего театра?

- Прежде всего актёр должен быть талантлив. Наш театр – синтетический, актёр театра на Таганке должен быть музыкален, пластичен, для этого нужно постоянно заниматься движением, голосом. Актёр должен обладать даром обобщения, а не увлекаться «копанием» в себе.

- А вы сами, Юрий Петрович, не собираетесь больше играть на сцене?

- Свыше 25 лет я был актёром театра Вахтангова. Много снимался в кино. Сейчас из-за большой занятости я лишён такой возможности. Но вот недавно в спектакле, поставленном нашим известным режиссёром А. В. Эфросом на Центральном телевидении по пьесе М. Булгакова «Мольер» и пьесе Мольера «Дон Жуан», я сыграл две роли – Мольера и Сганареля. Надеюсь, что телезрители скоро увидят этот спектакль. Эта работа мне доставила большое наслаждение. А в дальнейшем, если позволит время и будет хорошая роль, я, конечно, не откажусь…

- Хотелось бы услышать ответ на традиционный, но всегда интересующий зрителей вопрос: каковы ближайшие репертуарные планы театра?

- Нашей первой премьерой нового сезона будет спектакль «Бенефис» по пьесам А. Н. Островского. В композицию спектакля включены сцены из пьес: «Гроза», «На всякого мудреца довольно простоты», «Праздничный сон – до обеда», «Лес». В новом сезоне будем работать над произведениями советского писателя Ф. Абрамова «Пелагея» и «Деревянные кони». К нашему 10-летию намерены поставить одну из пьес Бертольда Брехта.

- И последний вопрос: ваши впечатления о ташкентских зрителях?

- Как только мы сошли на ташкентскую землю, сразу почувствовали тепло и радушие. Мы впервые прибыли в ваш город и надеемся оставить в сердцах трудящихся столицы Узбекистана добрую память о себе.          

Л. ПЕТРОВА


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.