Художественный совет
НАЧАЛЬНИКУ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
КУЛЬТУРЫ ИСПОЛКОМА МОССОВЕТА
Т. ПОКАРЖЕВСКОМУ Б. В.
Уважаемый Борис Васильевич!
Руководство театра просит утвердить состав Художественного Совета Московского театра Драмы и Комедии на Таганке:
1. Дупак Н. Л. – директор театра, председатель Художественного совета
2. Любимов Ю. П. – главный режиссер театра, зам. председателя художественного Совета.
3. Левина Э. П. – пом. главного режиссера по литературной части, ответственный секретарь Художественного совета.
Члены художественного Совета:
1. Аникст А. А. – доктор искусствоведения;
2. Боровский Д. Л. – главный художник театра;
3. Бояджиев Д. Л. – доктор искусствоведения, профессор.
4. Вознесенский А. А. – поэт;
5. Высоцкий В. С. – артист;
6. Глаголин Б. А. – режиссер театра, секретарь партбюро;
7. Власова Г. Н. – зав. труппой, председатель месткома;
8. Демидова А. С. – артистка;
9. Евтушенко Е. А. – поэт;
10. Золотухин В. С. – артист;
11. Карякин Ю. Ф. – философ, научный сотрудник института Международного рабочего движения;
12. Логинов В. Т. – доктор исторических наук, старший научный сотрудник института Маркса-Энгельса-Ленина;
13. Можаев Б. А. – писатель;
14. Полянин Б. М. – мастер цеха 1-ого Государственного часового завода им. Кирова
15. Пучкова М. И. – зав. отделом пропаганды и агитации Ждановского РК КПСС;
16. Савченко С. А. – артист, секретарь бюро ВЛКСМ;
17. Самойлов Д. С. – поэт;
18. Славина З. А. – артистка;
19. Слуцкий Б. А. – поэт;
20. Смехов В. Б. – артист;
21. Филатов Л. А. – артист.
С уважением
Директор театра Н. Дупак
Гл. режиссер Ю. Любимов
Актриса Театра на Таганке Алла Демидова вспоминает: «Вначале на Таганке не было никакой политики. Это было время поиска форм <…>. Публика, привыкшая к мхатовскому ползучему реализму, откликалась именно на форму наших спектаклей, не на содержание. Уже потом, после 68-го года, вокруг театра появился круг людей определенных социальных взглядов, возник знаменитый расширенный худсовет. Только тогда появилось то самое содержание, которым славилась Таганка. Пришли Борис Можаев и Федор Абрамов. Театр научился ставить диагноз болезням общества. Зритель услышал со сцены то, что привык слышать на кухне. И эти слова, произнесенные со сцены, формировали общественное мнение» [А. Демидова. // Общая газета, 15 июля 1999 г.]. Значение Художественного совета театра действительно было очень велико; постепенно, по мере чтения книги, документов, вошедших в нее, читателю все более очевидной будет становиться широта его функций. Справедливости ради нужно отметить: Совет появился не в 1968 году, а почти сразу после возникновения театра. Решение Управления культуры Исполкома Моссовета за № 241 от 7 августа 1964 юридически подтвердило его фактическое существование.
В отличие от других театров, Совет Таганки никогда не был формальным. Постепенно круг его членов расширялся, появилось и такое понятие, как «расширенный совет», когда на заседания, например, на обсуждения спектаклей, приглашались новые для театра люди, специалисты, профессиональные интересы которых самым тесным образом были связаны с темой предстоящего обсуждения.
Стенограммы заседаний Художественного совета (иногда – расширенного совета) Театра на Таганке свидетельствуют: здесь обсуждались самые важные для театра вопросы – от будущего репертуара до способов борьбы за спектакли. Вместе с Главным режиссером театра Ю. П. Любимовым члены Совета писали письма по инстанциям. Не жалея времени и сил, театру помогали писатели Н. Эрдман, Б. Можаев, Ю. Трифонов, Ф. Абрамов, Г. Бакланов; поэты А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Д. Самойлов, ученые-филологи, театроведы, историки А.Аникст, М. Ерёмин, Г. Бояджиев, Б. Зингерман, Н. Эйдельман, академики физики П. Капица, Я. Зельдович; ученые и публицисты Ю. Карякин, Ю. Черниченко; театральные критики Т. Бачелис и М. Туровская; композиторы Э. Денисов и А. Шнитке; ученые, сотрудники аппарата ЦК КПСС Л. Делюсин и А. Бовин; в Совет входили и сотрудники театра, например, Д. Боровский, актеры, например, З. Славина, А. Демидова, В.Золотухин и другие. Этот ряд имен можно продолжать и продолжать – всегда это были самые яркие, самые интересные.
Когда Б. Окуджава говорил о Таганке как о «клубе порядочных людей», он имел в виду и Художественный совет театра.
Совет принимал участие в работе театра на всех этапах подготовки спектакля. Принимал репертуарный план. Обсуждал еще не вполне готовый сценарий – в процессе обсуждения уточнялось многое: от концепции будущей постановки до ее деталей.
К тому, что авторы представляют свои новые пьесы актерам, мы давно привыкли. Это традиция. Вот и на Таганке сценарий «Живого» обсуждался при участии Б. А. Можаева [РГАЛИ. Ф. 2485. оп. 2. ед.хр. 488], сценарий «Обмена» - с Ю. Трифоновым[РГАЛИ. Ф. 2485. оп. 2. ед.хр.295] . Однако Таганка знала и другие «читки» и обсуждения. Вместе с актерами сценарии будущих спектаклей нередко слушали и члены Художественного совета (или расширенного Совета): например, на обсуждение «Десяти дней, которые потрясли мир» пришел У. А. Гуральник [РГАЛИ. Ф. 2485. оп. 2, ед.хр.250. Уран Абрамович Гуральник – советский литературовед, специалист в области истории критики]; на разговор о «Герое нашего времени» - М. Хуциев [РГАЛИ. Ф. 2485. оп. 2, ед.хр.250.ед.хр. 442. Марлен Мартынович Хуциев – народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР]; будущий спектакль «Послушайте!» вместе с актерами обсуждали Вольпин, Б. Т. Грибанов, Н. Р. Эрдман, А. М. Марьямов, В. Т. Логинов[РГАЛИ. Ф. 2485. оп. 2, ед.хр.326. Борис Тимофеевич Грибанов – писатель, переводчик художественной литературы, составитель и редактор собраний сочинений Хемингуэя, автор книги, посвященной творчеству этого писателя]; «Товарищ, верь!» - Е. А. Евтушенко [РГАЛИ. Ф. 2485. оп. 2, ед.хр. 391.]; «Бенефис» - Андрей Вознесенский, Борис Васильев, М.П.Еремин[РГАЛИ. Ф. 2485. оп. 2, ед.хр.204 . Борис Львович Васильев – писатель, автор повести «А зори здесь тихие», ставшей литературной основой спектакля Театра на Таганке (Инсценировка Ю. Любимова и Б. Глаголина), Михаил Павлович Еремин – известный пушкинист, профессор Литературного института им. М.Горького, большой друг театра, член Художественного Совета]; на обсуждении «Пристегните ремни» кроме автора Г. Бакланова присутствовали Б.А.Можаев, Логинов, Еремин, Карякин, Б.Васильев [ РГАЛИ. Ф. 2485. оп. 2, ед.хр.204 . ед.хр. 348.].
Члены Совета нередко бывали на репетициях – то один придет, то другой. И уже готовый спектакль снова показывался Художественному совету, а после показа серьезно и кропотливо обсуждался. Таких собраний могло быть много. Собирался Совет и тогда, когда нужно было продумать стратегию «защиты» спектакля, его «проведения» через цензуру.
Сейчас, читая стенограммы этих обсуждений, видишь заинтересованность участников. Люди самых разных профессий – историки, филологи, театроведы, физики и поэты считали театр своим, приходили сюда как на любимую работу. Они и говорили о Таганке: «наш театр», «мы сейчас работаем над спектаклем…». А на одном из заседаний вполне серьезно возникло предложение объявить выговор отсутствовавшему на нескольких Советах.
«Очень многие ушли туда, откуда, как говорил Гамлет, ни один не возвращался. Я не просто их вспоминаю, я с ними советуюсь, чаще всего с Николаем Робертовичем Эрдманом. С Петром Капицей, Борисом Можаевым, Альфредом Шнитке, Эдисоном Денисовым. Они говорили мне иногда гораздо более острые вещи, чем чиновники, которые со страху старались вырезать все, что им казалось неудобным. Мы говорили о художественной стороне дела, и к этим советам я очень прислушивался» [ Ю. П. Любимов. Таганские хроники. // ТВ Парк, 2000, №9, С.8-12.].
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.