• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Художественный совет Таганки

Из книги Е.Абелюк, Е. Леенсон. Таганка: Личное дело одного театра. М.: Новое Литературное обозрение, 2007,
С.134-139.

«Клуб порядочных людей»

Актриса Театра на Таганке Алла Демидова вспоминает: «Вначале на Таганке не было никакой политики. Это было время поиска форм … Публика, привыкшая к мхатовскому ползучему реализму, откликалась именно на форму наших спектаклей, не на содержание. Уже потом, после 68-го года, вокруг театра появился круг людей определенных социальных взглядов, возник знаменитый расширенный худсовет. Только тогда появилось то самое содержание, которым славилась Таганка. Пришли Борис Можаев [1] и Федор Абрамов [2]. Театр научился ставить диагноз болезням общества. Зритель услышал со сцены то, что привык слышать на кухне. И эти слова, произнесенные со сцены, формировали общественное мнение» [3]. Справедливости ради нужно отметить – Художественный совет в Театре на Таганке появился не в 1968 году, как пишет Алла Демидова, а фактически сразу после возникновения театра [4].
Значение Совета в жизни театра действительно было очень велико; постепенно, по мере чтения документов, вошедших в эту книгу, читателю это будет все более очевидно. Роль этого худсовета никогда не была формальной – не сводилась к приемке спектаклей совместно с парткомом. 
Стоит сказать также, что Художественный совет Таганки существенно отличался от других худсоветов своим составом. Обычно к работе в Художественных советах не привлекались люди со стороны. Театр на Таганке не следовал этой традиции.Об этом пишет Р. Кречетова:«Поэты, прозаики, музыканты, ученые, политики – всемирно известные и едва еще начавшие свой путь к будущей славе – стали частью таганской повседневности, а не только украшением премьер. Эти люди, очень разные, очень занятые, часто труднодоступные, были своими в тесном, но манящем закулисье театра» [5].
Круг членов Художественного совета постоянно расширялся. Появилось такое понятие, как «расширенный Совет», когда на отдельные заседания  приглашались новые для театра люди. Чаще всего это специалисты, чьи профессиональные интересы были напрямую связаны с темой предстоящего обсуждения.  Иногда это были люди, авторитетные в глазах советской власти и способные сказать слово в защиту того или иного спектакля. Так, на обсуждение спектакля «Пугачев» была приглашена Милица Васильевна Нечкина [6], историк, академик, дважды кавалер ордена Ленина.
О том, что представлял собой Художественный совет МХАТа, красноречиво  рассказывает эпизод, приведенный в книге Анатолия Смелянского: «Владлен Давыдов, которого после "Встречи на Эльбе" ввели в художественный совет сталинского МХАТа [7], рассказывал, как он пришел на заседание в дирекцию и занял первый попавшийся стул. Через несколько минут вошел Ливанов [8] и попросил молодого актера освободить место. Пояснил очень нежно и грозно, по-львиному: "Тут у каждого своя тумба"».[9] Можно предположить, что инерция таких отношений была очень сильной, и жесткая иерархичность системы сохранялась долго. 
Стенограммы заседаний Художественного совета (иногда –  расширенного Совета) Театра на Таганке свидетельствуют: здесь обсуждались самые важные для театра вопросы – от  будущего репертуара до способов борьбы за спектакли. Вместе с главным режиссером театра Ю. П. Любимовым  члены Совета писали письма по инстанциям. Не жалея времени и сил, театру помогали писатели Н. Эрдман, Б.  Можаев, Ю. Трифонов, Ф. Абрамов, Г. Бакланов; поэты А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Д. Самойлов, ученые­-филологи, театроведы, историки А. Аникст, М. Ерёмин, Г. Бояджиев, Б. Зингерман, Н. Эйдельман, академики физики П. Капица, Я. Зельдович; ученые и публицисты Ю. Карякин, Ю. Черниченко; театральные критики Т. Бачелис, М. Туровская; композиторы Э. Денисов, А. Шнитке; ученые, сотрудники аппарата ЦК КПСС Л. Делюсин, А. Бовин.  В Совет входили и сотрудники театра, например, художник Д. Боровский, актеры З. Славина, А. Демидова, В. Смехов, В. Золотухин, В. Высоцкий и другие. Этот ряд имен можно продолжать и продолжать.
«Мы помним,– писал Вениамин Смехов, – из кого состоял самый близкий круг друзей театра, друзей Юрия Петровича. На защиту “Товарищ, верь!” или “Живого”, на расширенных художественных советах поднимались и говорили (под запись стенографисток!) Петр Капица, Владимир Тендряков, Натан Эйдельман, Федор Абрамов, Сергей Параджанов, Петр Якир [10], Мария Мейерхольд [11], Альфред Шнитке, Булат Окуджава… Устно и письменно вступались за жизнь Таганки Ахмадулина, Вознесенский, Евтушенко, Бояджиев, Аникст, Зингерман, Рудницкий. За свое пристрастие к Любимову рисковали М. Ульянов, Е. Яковлев, Е. Самотейкин, А. Черняев, Л. Делюсин, ученые, художники, преподаватели и светила медицины. Рядом с Ю. П. очень часто мы видели В. Войновича, В. Аксёнова, Г. Владимова, Л. Копелева, В. Максимова, М. Ростроповича, А. Галича, Р. и Ж. Медведевых, Евгению Семеновну Гинзбург…» [12].
Когда Б. Окуджава говорил о Таганке как о «клубе порядочных людей», он имел в виду и Художественный совет театра.
Совет принимал участие в работе на всех этапах подготовки спектакля. Принимал репертуарный план.  Рассматривал еще не вполне законченный сценарий – в процессе обсуждения уточнялось многое: от концепции будущей постановки до ее деталей. Члены Совета нередко бывали на репетициях. И уже готовый спектакль снова показывался Художественному совету, а затем серьезно и кропотливо анализировался. Таких собраний могло быть много. Собирался Совет и тогда, когда нужно было продумать стратегию защиты спектакля, его проведения через цензуру.
Читая стенограммы этих обсуждений, видишь: люди самых разных профессий – историки, филологи, театроведы, физики – считали театр своим, приходили сюда как на любимую работу. Они и говорили о Таганке: «наш театр», «мы сейчас работаем над спектаклем…». А на одном из собраний вполне серьезно возникло предложение объявить выговор отсутствовавшему на нескольких заседаниях. 
«Очень многие ушли туда, откуда, как говорил Гамлет, ни один не возвращался. Я не просто их вспоминаю, я с ними советуюсь, чаще всего с Николаем Робертовичем Эрдманом [13], с Петром Капицей, Борисом Можаевым, Альфредом Шнитке, Эдисоном Денисовым. Они говорили мне иногда гораздо более острые вещи, чем чиновники, которые со страху старались вырезать все, что им казалось неудобным. Мы говорили о художественной стороне дела, и к этим советам я очень прислушивался», – вспоминает Ю. Любимов.[14]
515

23.10.1973.

НАЧАЛЬНИКУ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

КУЛЬТУРЫ ИСПОЛКОМА МОССОВЕТА

 

Т. ПОКАРЖЕВСКОМУ Б. В.

 

Уважаемый Борис Васильевич!

         Руководство театра просит утвердить состав Художественного совета Московского театра Драмы и Комедии на Таганке:
1.    Дупак Н. Л. – директор театра, председатель Художественного совета.
2.    Любимов Ю. П. – главный режиссер театра, зам. председателя Художественного совета.
3.    Левина Э. П. – пом. главного режиссера по литературной части, ответственный секретарь Художественного совета.
Члены Художественного совета:
1.    Аникст А. А. – доктор искусствоведения;
2.    Боровский Д. Л. – главный художник театра;
3.    Бояджиев Г. Н. – доктор искусствоведения, профессор.
4.    Вознесенский А. А. – поэт;
5.    Высоцкий В. С. – артист;
6.    Глаголин Б. А. – режиссер театра, секретарь партбюро;
7.    Власова Г. Н. – зав. труппой, председатель месткома;
8.    Демидова А. С. – артистка;
9.    Евтушенко Е. А. – поэт;
10.Золотухин В. С. – артист;
11.Карякин Ю. Ф. – философ, научный сотрудник института Международного рабочего движения;
12.Логинов В. Т. – доктор исторических наук, старший научный сотрудник института Маркса-Энгельса-Ленина;
13.Можаев Б. А. – писатель;
14.Полянин Б. М. – мастер цеха 1-ого Государственного часового завода им. Кирова;
15.Пучкова М. И. – зав. отделом пропаганды и агитации Ждановского РК КПСС;
16.Савченко С. А. – артист, секретарь бюро ВЛКСМ;
17.Самойлов Д. С. – поэт;
18.Славина З. А. – артистка;
19.Слуцкий Б. А. – поэт;
20.Смехов В. Б. – артист;
21.Филатов Л. А. – артист.
С уважением
Директор театра                                                                             Н. Дупак
Гл. режиссер                                                                         Ю. Любимов [15]

 

ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Борис Андреевич Можаев (1923 – 1996) – писатель и публицист, автор книг «Земля ждет хозяина» (1960), «Полюшко-поле» (1965), «Из жизни Федора Кузькина» (1966), «История села Брёхова, писанная Петром Афанасьевичем Булкиным» (1968), «День без конца и без края» (1972), «Полтора квадратных метра» (1982), «Мужики и бабы» (1976; 1987) и др.
[2] Федор Александрович Абрамов (1920 – 1983) – писатель.  Романы «Братья и сестры» (1958), «Две зимы и три лета» (1968) и «Пути-перепутья» (1973) составили трилогию «Пряслины», за которую писатель был награжден Государственной премией СССР (1975). Позднее были написаны роман «Дом» (1978), повести «Пелагея» (1969), «Деревянные кони» (1970), «Алька» (1972) и др.
[3] Актриса, никогда не игравшая себя. Подготовила Юнна Чупринина. // Общая газета, 1999. № 28. 15 – 21 июля.
[4] 7 августа 1964 г. было принято соответствующее решение Управления культуры исполкома Моссовета за № 241. 
[5] Р. П. Кречетова. Трое. М., АСТ-ПРЕСС СКД, 2005, С. 66.
[6] Милица Васильевна Нечкина (1901 – 1985) – академик (с 1958 г.), дважды награждена орденом Ленина. Нечкина – автор работ по истории русского революционного движения и общественной мысли XIX века, в том числе о декабристах. В 1958 году она возглавила проблемную группу при Институте истории АН СССР по изучению первой революционной ситуации в России. М. В. Нечкина – автор и редактор первых советских учебников для высшей  и средней школ («История СССР», т. 2, изд. 1940, 1949, 1954; «История СССР», т. 1, 1956, 1964; учебник для 7-х и 8-х классов средней школы).
[7] Владлен Семенович Давыдов – актер МХАТ; народный артист РСФСР. С 1985 по 2000 – директор музея МХАТ. В 1950 году за работу в фильме режиссера Г. Александрова «Встреча на Эльбе» награжден Государственной премией СССР.
[8] Борис Николаевич Ливанов (1904 – 1972) – актер МХАТ (с 1924), народный артист СССР.
[9] А. Смелянский. Хрустальные рога. // А. Смелянский. Уходящая натура: М.: Искусство, 2002, С. 305.
[10] Петр Якир – сын командарма Ионы Якира, расстрелянного в 1937 году. Как сын «врага народа» П. Якир был арестован в 14 лет; почти 17 лет (с 1937 по 1954) сидел в тюрьмах. Автор мемуаров «Дети в тюрьме», ходивших в Самиздате. В 1969 году стал одним из создателей Инициативной группы по защите прав человека в СССР. В 1972 году был вновь арестован и 16 месяцев провел в тюрьме.[11] Мария Мейерхольд (Мария Алексеевна Валентей) – внучка В. Э. Мейерхольда. С 1955 года – секретарь Комиссии по творческому наследию Мейерхольда. Содействовала выходу первых книг о режиссере.
[12] В. Б. Смехов. Записки заключенного. – М.: Поликом, 1992, С. 65.
[13] Николай Робертович Эрдман (1900 – 1970) – драматург. В юности Н. Р. Эрдман сотрудничал с имажинистами – А. Б. Мариенгофом, С. А. Есениным; кроме пьес писал либретто для оперетт и балетов, скетчи, пародии. Большой успех имела его пьеса «Мандат» в постановке В. Э. Мейерхольда (1925). В те же годы В. Э. Мейерхольд и К. С. Станиславский пытались поставить другую пьесу драматурга – «Самоубийца» (1928), но безуспешно: она была запрещена. Первая публикация «Самоубийцы» на русском языке появилась только в 1969, и то в ФРГ.
В 1933 году проходили съемки фильма «Веселые ребята»Г. Александрова, сценаристами были Н. Р. Эрдман и писатель В. З. Масс. Оба были арестованы прямо во время работы.
После начала войны Эрдман обращался с многочисленными просьбами об отправке на фронт.  После ряда отказов эта просьба была удовлетворена. Еще через какое-то время Эрдман попал на службу в Ансамбль песни и пляски НКВД, в котором служил и Ю. П. Любимов.
Н. Р. Эрдман оказал большое влияние на становление Театра на Таганке. В 1964 году он стал консультантом Ю. П. Любимова. Написал для театра инсценировку романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (в соавторстве с Любимовым) и интермедии к спектаклю «Пугачев» по С. Есенину. Спектакль по пьесе «Самоубийца» Любимов смог поставить только в 1990 году.
[14] Ю. П. Любимов. Таганские хроники. // ТВ Парк, 2000, №9, С.8 – 12.
[15] РГАЛИ. Ф.2485, оп.2, ед. хр. 49, л.49.

 

 

ДОКУМЕНТЫ

ПИСЬМО НАЧАЛЬНИКУ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ИСПОЛКОМА МОССОВЕТА тов. ПОКАРЖЕВСКОМУ Б.В. С ПРОСЬБОЙ УТВЕРДИТЬ СОСТАВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СОВЕТА ТЕАТРА

Николай Робертович Эрдман

Наталья Анатольевна Крымова

Лев Петрович Делюсин


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.