Таганка и театр Оттепели в контексте отечественного и мирового театра
Под таким названием в Проектной лаборатории по изучению творчества Ю. П. Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. в течение двух дней шла Международная научная конференция. В корпусе на Старой Басманной и онлайн собрались ученые из Москвы, Петербурга, Иваново, Томска, Парижа, Лондона, Хельсинки, Пизы, Праги, Стамбула, Токио.
И хотя событие было приурочено к 60-летию Театра на Таганке, на конференции речь шла о театре Оттепели в целом. Выступающие отметили, что такой проблематике отдельная конференция посвящена впервые.
К обсуждению были предложены следующие вопросы:
- Границы театральной Оттепели. Совпадают ли границы театральной – и шире: культурной - Оттепели с теми границами, которые проводит историческая наука?
- Художественное наследие советского театра 1950-х - 1970-х гг в воспоминаниях, архивных документах, видео- и аудиозаписях, театральной критике и театроведческих реконструкциях.
- Художественные ориентиры для советского театра эпохи Оттепели. Сегодня говорят о том, что основными художественными ориентирами для театральных художников периода Оттепели были психологический театр К. С. Станиславского и революционный театр Вс. Мейерхольда. С какими
иными традициями связаны содержательные и стилевые эксперименты 1950-1970-х годов?
- Идеологические установки и художественный язык в поле зрения театральной критики 1950-х – 1970-х гг. Сегодня очевидно, что в годы Оттепели складывались новые способы взаимодействия театра со зрителем и с обществом в целом; вместе с тем надо говорить и о новом типе взаимоотношений театров с театральной критикой. Какова роль театроведения и театральной критики в формировании разнообразного театрального поля 1950-1970-х годов в СССР?
- Изменение театральных канонов. Какие экспериментальные театральные практики советского театра 1960-1970 годов стали мейнстримными к концу XX – началу XXI вв.? С какими конкретными театрально-художественными событиями это связано? Как повлияли на природу театра изменение характера репертуара, отказ от «иллюзионных» декораций, изменение
позиции зрителя, выход за пределы сценической коробки и требование театральной архитектуры иного типа и проч.?
- Взаимосвязь и взаимовлияние восточноевропейского, западноевропейского – шире: мирового – и советского театра в годы Оттепели. Можно ли говорить о соотносимости или даже взаимовлиянии основных процессов / конкретных художественных событий в театральной жизни Европы / мира и СССР? Как сказалось это влияние на смене репертуара, сценографии, работе со сценическим пространством, экспериментах со зрительским вниманием, эклектике жанров и форм - использовании средств кино, цирка, мюзик-холла? В какой мере повлияли на советский театр этого периода публикации российских и зарубежных авторов, гастроли, фестивали, конференции? Можно ли говорить о влиянии каких-то конкретных режиссеров - П. Брука, Е. Гротовского, Т. Кантора и др.? Можно ли говорить о влиянии деятелей советского театра на зарубежный театр?
Надо сказать, что вопрос о взаимовлиянии мирового и российского театра до сих пор серьезно не ставился. Осенью этот разговор будет продолжен в Государственном Институте искусствознания. Совместно с Научным советом РАН «История мировой культуры» здесь пройдет конференция «Советское искусство за рубежом и зарубежное искусство в СССР».
Запись одной из секций конференции можно послушать здесь#mce_temp_url#