
Театральная Оттепель на ВДНХ
Арт-лаборатория ВДНХ представила театральный проект «Оттепель. Не сезон». Здесь прошли лекции, спектакли, поэтические вечера, мастер-классы. Лекции «Спектакли Оттепели: право на шепот» и «Драма Оттепели: Старые тихие» прочитала куратор спецпроектов РАМТа Мила Денёва, в лекции-баттле «Влюблённый робот: нейропоэзия и смысл жизни» участвовали драматург Валерий Печейкин и поэт Антон Кирилловский, лекцию «Театральные архивы, или какие страсти кипели вокруг Таганки» прочитала доцент НИУ ВШЭ Евгения Абелюк.

К юбилею А. В. Эфроса
3 июля 2025 года замечательному режиссеру Анатолию Васильевичу Эфросу исполнилось 100 лет. Любимовская группа Цифрового архивного центра НИУ ВШЭ располагает рядом редких неизвестных документов, связанных с деятельностью этого режиссера в Театре на Таганке. Один из них - Стенограмма обсуждения спектакля "На дне" в Главном управлении культуры Мосгориcполкома 17.12.1984. Это интереснейший документ. Он был представлен на конференции «Искусство советского времени: неосуществленные замыслы, незамеченные произведения, дискуссии, рецепция» в Государственном институте искусствознания.

О театральной цензуре времени Оттепели
В рамках Moscow Book Week Евгения Абелюк прочитала лекцию о театральной цензуре времени Оттепели, о том, какой путь нужно было пройти советскому театру, чтобы получить разрешение на постановку литературного произведения, а затем включить поставленный спектакль в свой репертуар.

Маяки эпохи Оттепели: Андрей Вознесенский
Так называлась лекция, которую Евгения Абелюк, сотрудник Центра цифровых архивных исследований, прочитала в лектории ВДНХ. Лекция вошла в цикл, посвященный культуре Оттепели. Речь шла о поэтическом буме, об официальных и неофициальных чтениях стихов у памятника Маяковскому, об учителях Вознесенского - Маяковском и Пастернаке, о значении для поэта офортов Гойи, о том, как в стихах Вознесенского проявилось его архитектурное мышление, и, конечно, о сценических воплощениях его стихов.

"...И я остался" (Ю. П. Любимов на войне и о войне)
"Я забыл, когда это было, до или после этого случая — когда нас по тревоге подняли ночью всех: «В ружо! В ружо!» — ну, все, кто служил, знают, что это такое, ночью. И по порядку номеров: не первый-второй, а первый-второй-третий-четвертый-пятый… и когда дошло до половины батальона: «Стой! Направо!» — их отвели в сторонку, и потом нам сказали: «Прощайтесь!» И как раз до меня это и дошло, и я остался, Муз. акц. а вся часть до меня ушла на фронт сражаться — зима была — в финской войне. И никто из них не вернулся. Все там и замерзли". Студенты, занимающиеся на майноре "Театральный медиатор", приняли участие в театрализованной читке. Это был рассказ о военной судьбе Ю. П. Любимова, о его спектаклях, посвященных войне - "Павшие и живые" и "А зори здесь тихие...", о том, как непросто шли они к зрителю через цензуру, о том, какими событиями стали... Режиссер - Тимур Бадалбейли, засл. арт. России, ученик Ю. П. Любимова

"Песня о Волге" Резо Габриадзе
Запись спектакля 1996 года заставляет всматриваться и вслушиваться - именно такой внимательности и требует постановка Резо Габриадзе. Каждая деталь на сцене подобрана с любовью и заботой. Это нежная и трагическая "песня", где трагедия войны, уничтожившей миллионы, соседствует с горем муравьихи, потерявшей своего муравьенка.

Оттепель знакомая и незнакомая
Оттепель как сложное культурное явление - эта тема стала предметом обсуждения в программе "Наблюдатель" (телеканал "Культура"). Участвовали: Евгения Абелюк, филолог, доцент НИУ ВШЭ, Дмитрий Хворостов, куратор выставки "Темная оттепель", Алексей Юдин, религиовед, исследователь спецхранения в библиотеках и Кирилл Светляков, искусствовед;. Ведущий: Андрей Максимов.

Октодрама по "Бесам"
Кто они — эти "бесы", что скрываются в глубинах нашего сознания? Как сталкиваются вера и безверие, любовь и ненависть, свобода и зависимость?
Режиссер Сергей Чехов уместил многостраничный роман Достоевского в один час спектакля, выбрав всего восемь героев из всего разнообразия персонажей "Бесов". В постановке они то сливаются в одно действующее лицо, то остро противопоставлены друг другу. Игра актеров и композиция спектакля произвела сильное эмоциональное впечатление на зрителей.

Сцена / текст
В Санкт-Петербургском университете прошла ежегодная большая конференция. в том числе посвященная литературе и театру. Как всегда, на ней выступили сотрудники Проектной лаборатории по изучению творчества Ю. П. Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. Евгения Абелюк и Татьяна Левченко.

Загадки "Пиковой дамы"
Давайте же сделаем ставки, испытаем судьбу и сдадимся на волю дамы пик! С Театральным киноклубом НИУ ВШЭ посмотрели постановку З.Нанобашвили по знаменитой и таинственной повести Пушкина "Пиковая дама". Зрителей взволновал главный персонаж истории Герман: горячо обсуждали, допустил ли герой роковую ошибку или его крах был предначертан злыми мистическими силами. Участники обратили внимание на волнующую музыку и роскошный минимализм спектакля.
