• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Б. Поюровский. По-вахтанговски

«Московский комсомолец», 15 декабря 1963 г.

Бертольт Брехт, великий гуманист, писатель, антифашист, только начинает свою жизнь на советской сцене.[1] Но посмотрите «Матушку Кураж» [2] в Московском театре имени Вл. Маяковского, и вы обрадуетесь дебюту М. Штрауха-режиссёра. И встретитесь с Ю. Глизер — Кураж и Т. Карповой — Катрин, замечательными актрисами, которые впервые именно здесь обнаружили незаурядные возможности в жанре высокой трагедии. «Сны Симоны Машар» [3] у ермоловцев прожили недолго, но Елена Королёва заявила о себе в этом спектакле. И «Трёхгрошовая опера» [4] в театре имени Станиславского, — это тоже не просто поиск. Но и попытка с помощью Брехта начать новую страницу в своей истории, более сложную…

Здесь названы только московские театры. А «Карьера Артуро Уи» [5] в Ленинграде? Или «Швейк во второй мировой войне» [6] в Кишенёве? В этом сезоне москвичи увидят ещё две пьесы Брехта. На улицах столицы уже появились афиши о предстоящих премьерах: «Кавказский меловой круг» [7] в театре имени Гоголя и «Господин Пунтила и его слуга Матти» [8] в Драматическом театре…

Ещё одна радующая встреча с Брехтом произошла в дипломном спектакле театрального училища имени Бориса Щукина «Добрый человек из Сезуана» [9].  О чём же рассказывают Бертольт Брехт и [нрзб] друзья-щукинцы? [нрзб] проститутка Шен-те оказалась самым добрым человеком в Сезуане. Это она приютила у себя богов, когда они спустились на землю, чтобы узнать, кто же из людей самый добрый. Но доброта Шен-те не может принести ей ни богатства, ни счастья, хотя боги щедро вознаградили девушку за ночлег. И тогда на помощь Шен-те пришёл её двоюродный брат Шуи-та. Но откуда у Шен-те появился двоюродный брат? И не убил ли он Шен-те, чтобы расправиться со всеми, кого она так любила? И вот Шуи-та предстал перед судом. Его обвиняют в убийстве Шен-те. Теперь уже бессмысленно продолжать эту комедию. И Шуи-та на глазах у людей снимает мужскую шляпу и превращается… в Шен-те. Да, да, Шуи-та и Шен-те – это один и тот же человек. Просто они не могут обходиться один без другого. И как только доброй Шен-те становится совсем невмоготу, она призывает на помощь Шуи-ту. Он-то уж не даст её в обиду!..

Даже если ты очень захочешь быть добрым, люди не позволят тебе этого, потому что они привыкли причинять друг другу зло. Я могу быть счастлив только, если ты будешь несчастлив. Я должен быть коварнее и хитрее тебя. Иначе ты погубишь меня. Таков закон жизни в обществе, где человек человеку — враг. Где люди делятся на волков и овец. И если ты не хочешь быть овцой, поскорее влезай в волчью шкуру.

«Разве с этим можно мириться? — спрашивает Брехт. — Надо дать возможность людям быть добрыми. Боги этого сделать не смогут. Это должны сделать… люди» — с надеждой говорит автор.

Пьеса Брехта увлекла Юрия Любимова. Он, в свою очередь, увлёк студентов. В результате оказались увлечёнными и мы, зрители.

Вспомните любой эпизод. Ну хотя бы на табачной фабрике. На сцене множество табуреток. Они выстроились в один ряд, как на параде. И, кажется, нет им конца-краю. Каждая табуретка — рабочее место. Но мы не видим лиц тех, кто здесь трудится. И только по сгорбленным спинам да однообразным движениям в такт таким же однообразным звукам чувствуем, как все устали. Люди-роботы, люди-машины.

Всё в этом эпизоде подчинено мысли и чувству: и актёры, и мизансцена, и ритм. Без этой острой формы мы не ощутили бы так зримо социальное содержание пьесы Брехта.

Спектакль Ю. Любимова радует своей демократичностью, где особая поэзия рабочих кварталов даёт чувствовать себя на каждом шагу. Здесь юмор сочетается с трагедией, трагедия — с оптимизмом.

Спектакль очень зрелищен. Но красочность его не отвлекает вас от главного, а делает представление ещё более действенным.

Среди споров о сценичности пьесы Брехта голоса молодых воспитанников вахтанговской школы прозвучали очень убедительно.

Спектакль этот не имеет права на такую короткую жизнь, какая бывает у всех дипломных работ. Потому что в отличие от многих других «Добрый человек из Сезуана» у щукинцев — самостоятельное и большое явление в искусстве. Нельзя допустить, чтобы режиссёрское решение Ю. Любимова кануло в вечность весной предстоящего года, когда нынешний дипломный курс окончит училище.

В пяти минутах от театра имени Евг. Вахтангова находится его училище. И нет ничего удивительного в том, что именно здесь на долю Брехта выпал такой огромный успех.

«Добрый человек из Сезуана» свидетельствует о том, что в недрах замечательного театра — в его училище — жив дух Евгения Вахтангова. 

театра — в его училище — жив дух Евгения Вахтангова. Театральность «Принцессы Турандот» [10], рождённой в 1922 году, плюс глубокий реализм и философская мысль Брехта — вот подлинное развитие вахтанговских традиций! Поэтому нужно прежде всего поздравить театр имени Евг. Вахтангова и выразить надежду, что пьеса Брехта теперь уже появится на его основной сцене.

Неужели Юрий Любимов должен смириться с тем, что его интересное решение сложнейшей брехтовской пьесы останется достоянием немногих, которых успеет вместить маленький зал училища? И если быть до конца откровенным, то режиссёру для полного осуществления своего замысла нужна не только большая сценическая площадка, но и ряд других исполнителей.

З. Славина — Шен-те и З. Славина — Шуи-та — это один из самых радостных итогов спектакля. И бывшая хозяйка лавки г-жа Шин — И. Кузнецова. И г-жа Ма-фу — М. Полицеймако. И хозяйка магазина ковров — М. Вазиян. Все они заслуживают самых лестных слов. Но рядом с ними есть и другие образы, и другие исполнители, которых трудно себе представить в столь ответственных ролях на профессиональной сцене, хотя в ученическом спектакле они существуют совершенно естественно. А представьте себе, если бы все роли были сыграны так же, как те, о которых шла речь выше? Ведь режиссёр нашёл не просто отдельные удачные решения. Ему вместе с художником Б. Бланком и композиторами А. Васильевым и Б. Хмельницким [11] удалось по-своему прочесть всю пьесу. Так нужно помочь ему как можно скорее довести этот замысел до конца. И пусть состоится ещё одна встреча с Брехтом, теперь уже на сцене театра, носящего имя Евг. Вахтангова, которому на редкость близка драматургия Брехта.

 

Примечания:

[1] Автор не вполне точен: до 1963 года Бертольда Брехта в СССР ставили. Первый спектакль, который долго оставался единственным, – «Опера нищих» в Камерном театре по пьесе Брехта «Трехгрошовая опера». Режиссер – Александр Таиров. Однако после этой постановки действительно был долгий перерыв. Причина в том, что в 1930-е годы в России шла борьба с формализмом, а в особенности пьес Брехта, его теория эпического театра воспринималась в советской России как угрожающее системе Станиславского и советскому искусству в целом. Брехт был исключен из репертуара театров. Его пьесы даже не переводились на русский язык. Весной 1957 года после гастролей «Берлинер ансамбля», созданного самим Брехтом, театры в России снова обратились к драматургу: так, в 1959 году Анатолий Эфрос поставил пьесу «Сны Симоны Машар».

 

[2] Имеется в виду постановка пьесы Брехта «Мамаша Кураж и её дети». Спектакль с названием «Мамаша Кураж» был поставлен в 1960 году.

 

[3] «Сны Симоны Машар» - постановка А. В. Эфроса в театре имени Ермоловой. Художники ­– В. Лалевич, Н. Сосунов. Главную роль в спектакле играла Елена Королёва.

 

[4] Спектакль поставлен Семёном Тумановым. Премьера спектакля – 25 апреля 1963 года. Художник Н. Двигубский. Роли исполняли: Пичем – Е. Леонов, Мехкит – В. Анисько, Селия Пичем – К. Шинкина, Браун – Н. Салант.Полли – Л. Савченко.

[5] Спектакль был поставлен в Большом драматическом театре (БДТ) в 1963 году. Для постановки был приглашен польский режиссер Эрвин Аксер. Главную роль в спектакле играл Евгений Лебедев.

 

[6] Спектакль Молдавского музыкально-драматического театра (1963).

 

[7] Одна из первых постановок пьесы в России. Режиссер – Александр Дунаев, художник – В. Варпех. Премьера – март 1964 года.

 

[8] Спектакль Литовского театра русской драмы в Вильнюсе. Постановка В. Галицкого, художник И. Иванов; композитор В. Горбульский. Роли исполняли: Пунтила – Б. Красильников, Матти — А. Иноземцев. Премьера – 1963 год.

[9] Спектакль Ю. П. Любимова в театральном институте имени Б. Щукина. Постановка была дипломной работой выпуска 1964 года.

 

[10] Спектакль «Принцесса Турандот» - последний прижизненный спектакль Е. Б. Вахтангова по одноименной пьесе Карло Гоцци.  Поставлен в 1922 году в Третьей студии МХТ. Спектакль, вдохновленный концепцией Вахтангова «театр – праздник», отличался театральностью. Актеры играли не самих героев, а венецианских актеров, которые разыгрывали пьесу; использовался принцип «отстранения»: они могли выражать свое мнение о персонаже прямо на сцене. 

 

[11] Создатели музыкального сопровождения спектакля, актеры Анатолий Васильев и Борис Хмельницкий, были и исполнителями музыки: они выходили с гитарой и аккордеоном и представляли своеобразный уличный «хор».

Примечания Наталии Голубенко, студентки ОП «Филология» НИУ ВШЭ


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.