ПРЕВЬЮ. «Десять дней, которые потрясли мир»
С нетерпением ожидали москвичи новую премьеру Театра драмы и комедии на Таганке — спектакль «Десять дней, которые потрясли мир» по мотивам одноимённой книги Джона Рида. Это и понятно — великолепная книга замечательного писателя коммуниста Джона Рида, которую В. И. Ленин мечтал видеть «распространённой в миллионных экземплярах и переведенной на все языки мира», интереснейшие задачи молодого театрального коллектива и, наконец, неуемная фантазия главного режиссера этого Театра Юрия Любимова — постановщика спектакля «Десять дней, которые потрясли мир» — позволяют надеяться на создание интересного представления.
В беседе с нами Ю. П. Любимов рассказал:
— Я думаю, что поиск в современном искусстве может быть особенно плодотворен на стыке жанров. Поэтому я мечтаю о создании синтетического зрелища, синтетического спектакля. Первые шаги мы попытались сделать в «Добром человеке из Сезуана». Это же стараемся развивать в спектакле «Десять дней, которые потрясли мир».
Нам бы хотелось сделать этот спектакль в традициях празднования первых годовщин Октября, массовых зрелищ, программы коллективов агитпоездов, «синей блузы», окон РОСТА, используя широкие выразительные средства агитплаката, героико-революционного гротеска, буффонады, мистерии — средств, исконе свойственных театру улиц и площадей, театру фольклорных жанров.
Если же говорить о пафосе этого народного представления, то его можно определить так — извечное стремление человечества к Свободе, к Революции. —
Кто же будет занят в новом спектакле?
Вся труппа. Причем, актёры будут играть по 5—6 ролей каждый (только один артист — Н. Губенко играет одну роль — роль Керенского). Задача нелёгкая: она требует молниеносного перевоплощения актёра в образ (пять, шесть раз в спектакле!). К тому же это зрелище синтетическое, с пантомимой, цирком, буффонадой. Оно требует владения такими выразительными средствами, как пластика, темп-ритм, биомеханика.
Кто же действует в этом представлении?
Революционный народ (рабочие, и крестьяне, и солдаты), друзья, сочувствующие, попутчики, враги, предатели, провокаторы, надеющиеся, перепуганные, сомневающиеся...
Оформляет спектакль художник А. И. Тарасов, композитор Н. Н. Каретников.
..На сцене идут последние приготовления к спектаклю. Актёры примеряют маски, проверяют реквизит, выносят вешалки с костюмами, репетируют, разминаются. На сцене деловая рабочая обстановка...
Не подумайте, что это репетиция: все это увидят зрители, пришедшие на спектакль. Кульминацией служит выход на сцену трёх представителей вооруженного народа — Матроса, Солдата и Красногвардейца. Их холостой залп из трех винтовок служит сигналом к началу действия.
...Бьют куранты Спасской башни. Одновременно раскрываются боковые двери, и четким гвардейским шагом через фойе в зал в лучах прожекторов входит караул. На сцене высвечивается силуэт Мавзолея с надписью: ЛЕНИН и мемориальная плита: ДЖОН РИД, ДЕЛЕГАТ 3-ГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА. Следует церемониал смены караула у Мавзолея. Звучит голос Ленина:
— Книга Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир» дает правдиво и необыкновенно живо написанное изложение событий, столь важных для понимания, что такое пролетарская революция и диктатура пролетариата...
Это начало. Ну, а пересказывать спектакль мы не станем. Приходите в театр!
Помощник главного режиссера по литературной части Э.П. Левина
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.