Ю. Рыбаков. СПОРЫ СЕЗОНА
Вопросы театра, 1966
В наших театрах закончился театральный сезон 1964/65 года. Сыграны тысячи премьер, появились новые имена режиссеров, драматургов, артистов. Миллионы зрителей посетили театральные залы.
Можно характеризовать сезон по его наиболее примечательным спектаклям — их было много, и, конечно, именно они главные свидетели идейного и творческого роста советского театрального искусства. Помня, однако, что нельзя объять необъятное, и зная, что все интересные спектакли уже получили убедительные критические оценки, хотелось бы коснуться тех процессов и явлений, которые занимали в этом сезоне умы театральных деятелей, привлекли внимание зрителей, вызвали острые творческие споры. В нынешнем сезоне развивались процессы, начавшиеся в прошлом, а также наметились новые, те, что раскроются в будущем.
Нет сомнений в том, что в прошедшем сезоне советское театральное искусство углубило связи с жизнью народа. Возрос идейный уровень театра, степень гражданственности, его краски стали богаче.
Можно перечислить немало пьес и спектаклей, в которых нашли достойное художественное воплощение героические военные и трудовые подвиги советских людей.
«Поднятая целина» в Московском театре имени А. С. Пушкина и Ленинградском театре имени М. Горького, «Правда и кривда» в театре имени Евг. Вахтангова, «На диком бреге» в театре имени Моссовета и Ленинградском театре имени А. С. Пушкина, «Страница Дневника» А. Корнейчука в Малом театре и «Материнское поле» Ч. Айтматова в казахском театре имени М. Ауэзова — вот лишь малый перечень спектаклей, в которых нашли выражение коренные проблемы нашей истории и нашего времени.
В нынешнем сезоне с большим творческим успехом ставились произведения А. Арбузова, Н. Зарудного, В. Лаврентьева, Г. Мдивани, В. Розова, А. Салынского, А. Софронова, К- Финна, И. Штока, которые занимали определяющее место в репертуаре театров. На сценических подмостках зрители встретились с героями, одержимыми жаждой созидания, людьми партийной страстности, теми, чьи судьбы неразрывно связаны с жизнью народа. С интересной пьесой выступил А. Корнейчук. «Страница дневника» — пьеса о людях, остро ощущающих время, его движение и противоречия. Это глубокий разговор об искусстве, жизни, цене искренности в искусстве. Большинство героев пьесы живет в ощущении большого общественного сдвига, который заставляет каждого пересмотреть, проверить свои жизненные позиции, скорректировать их по запросам времени. Переоценка не дается легко. В комедии остро ощущается горьковатый привкус драмы иллюзий. Потерян как человек и художник старый живописец Богутовский, так и не сумевший преодолеть догматических представлений, рвет свою пьесу драматург, встретившийся лицом к лицу с реальными конфликтами жизни.
Нельзя не отметить и новых усилий драматургов и театров, взявшихся за воплощение историко-революционной темы, показавших образ В. И. Ленина в труднейшие дни первых лет революции. «Шестое июля» М. Шатрова в театре имени К. С. Станиславского (режиссер Б. Львов-Анохин) и МХАТ (режиссер Л. Варпаховский), новая редакция пьесы А. Штейна «Между ливнями» в театре имени Вл. Маяковского (режиссеры Н. Охлопков и В. Дудин) и Ленинградском театре имени А. С. Пушкина (режиссер Р. Суслович) —произведения, опыт которых тем более ценен, что деятели советского театра, как и весь наш народ, готовятся достойно отметить великие даты — пятидесятилетие Октябрьской революции и столетие со дня рождения В. И. Ленина.
Нельзя не отметить творческих достижений известных артистов, много лет успешно работающих в театре и кино над созданием образа В.И. Ленина. Б. Смирнов, В. Честноков и М. Штраух, вписавшие славные страницы в театральную лениниану, вновь заслужили сердечную признательность зрителей за талантливое и глубокое воплощение образа вождя Коммунистической партии.
Заметно нарастал в этом сезоне интерес театров и зрителей к русской и зарубежной классике.
Успех советских художников театра в воплощении классических произведений русской драмы был отмечен в этом году присуждением Ленинской премии режиссеру Ю. Завадскому и артисту Н. Мордвинову за спектакль «Маскарад» М. Ю. Лермонтова в театре имени Моссовета. Спектакль глубокого социального смысла, романтического взлета пользуется заслуженным успехом у зрителя.
Другим значительным событием сезона явилась премьера чеховских «Трех сестер» в постановке Г. Товстоногова на сцене Ленинградского Большого драматического театра имени М. Горького. Естественно, что спектакль вызывает споры в театральной среде: он во многом порывает с известной традицией, находит новый поворот чеховским раздумьям о судьбе русской интеллигенции.
Подтверждает и укрепляет интерес к драматургии А. П. Чехова и большой успех «Вишневого сада», поэтично и тонко поставленного М. Кнебель на малой сцене ЦТСА.
Мартовский Пленум ЦК КПСС, рассмотревший вопрос о неотложных мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства нашей страны, раскрыл перед партией и народом новые перспективы коммунистического строительства, дал образец ленинского решения хозяйственных и политических вопросов. Документы Пленума — это новый шаг по пути восстановления ленинского стиля партийной и государственной работы.
Прямота и ясность постановки самых сложных проблем, критика методов командования и субъективизма — все это имеет прямое отношение ко всем участкам идеологической работы, в том числе и театральному искусству.
Перед деятелями советского театрального искусства открыты новые перспективы художественного творчества.
Решения Пленума, весь стиль его работы призывают работников советского искусства быть верными правде жизни, остро разоблачать явления, мешающие ходу коммунистического строительства, на героических примерах воспитывать борцов за коммунизм, патриотов социалистической Родины.
Пожалуй, один из самых существенных вопросов нынешнего сезона — вопрос о гражданственности искусства, о его общественной значимости. Сходясь в едином понимании коренных задач искусства, деятели театра не всегда находили единую точку зрения на то, как сделать театральное искусство богаче, разнообразнее, как найти художественные пути к наиболее точному и яркому отражению действительности, что считать подлинно гражданственным в искусстве.
Неправомерно было бы отрицать значение пьес, в которых поднимаются проблемы нравственности, любви, этики. Правда, среди пьес этого типа много поверхностных, неглубоких, мелодраматических, но тем не менее сами проблемы, ими поднимаемые, имеют несомненное воспитательное значение. Все чаще встречаются пьесы, в которых нравственные коллизии тонко и глубоко связаны с определенными и существенными процессами жизни, отражают бытующие раздумья и настроения. К таким пьесам можно отнести «104 страницы про любовь» Э. Радзинского.
Однако нужно решительно возражать против стремления всякую пьесу, коль скоро речь в ней идет о нашей жизни, автоматически считать носителем идей высокой гражданственности. Нельзя не видеть, что в репертуаре иных театров подчас преобладают пьесы поверхностные, мелодраматические, подменяющие подлинную правду жизни драмодельческой имитацией под правду.
Справедливо критикуя произведения из числа тех, что в недавнем прошлом получили наименование «производственных», те пьесы, в которых серьезные конфликты подменены служебными недоразумениями, а герои действуют по преднамеренным схемам, не следует, думается, бросаться в крайность и отрицать саму возможность существования пьес, где труд советских людей — в центре внимания автора. Это было бы большой ошибкой, ограничившей тематические горизонты советского театрального искусства, лишившей его самой дорогой возможности — изображения человека в процессе созидательного труда. Такая точка зрения существует — не только в своем теоретическом выражении, как это видно из статьи А. Аникста о спектакле «Десять дней, которые потрясли мир», публикуемой в этом номере журнала, но и, так сказать, в практическом воплощении. Недаром режиссеры больше любят так называемые «домашние», «семейные» спектакли и не очень охотно ставят пьесы, показывающие сложные и реальные противоречия жизни в сфере промышленности, науки или сельского хозяйства. Нельзя с горечью не отметить, что погодинская традиция, связанная с его пьесами о первой пятилетке, не находит сегодня достойного продолжения.
Теоретически точка зрения, отрицающая правомерность и эстетическую ценность пьес с подобной тематикой, основывается, как ни странно, на опыте драматургии Б. Брехта. Отсюда — тезис о том, что искусство не должно касаться конкретных явлений жизни, что его задача рассматривать общие проблемы бытия, воспитывать дух.
Высоко ценя драматургию замечательного немецкого писателя, всячески приветствуя интерес наших театров и зрителей к его пьесам, нельзя в то же время согласиться с мнением, что опыт Брехта единственно плодотворен для сегодняшнего советского театра.
Представляется, что всякая попытка повсеместно распространить опыт одного направления, одной художественной манеры неплодотворна, ибо объективно ведет к регламентациям и ограничениям.
Творчески и критически используя опыт Брехта, не стоит забывать и об опыте больших мастеров советского театра — К. Тренева, Вс. Вишневского, А. Афиногенова, Н. Погодина, о всем опыте советской драматургии, знавшей произведения, в которых герой-строитель, занятый, казалось бы, только производственными делами, осознавал себя личностью исторической, выступал как человек высокого творческого духа, как переустроитель социального мира. Чему учил погодинский строитель Гай? Умению руководить большой стройкой или понимать жизнь как великое деяние? Разве «Поэма о топоре» учила делать топоры? Она раскрывала революционный, созидательный дух победившего народа, осознававшего себя хозяином страны.
Таких пьес не хватало прошедшему сезону, и руководители театров, чувствуя в репертуаре заметный пробел, спасали положение инсценировками.
Начавшиеся не вчера споры о природе реалистического искусства, о творческих манерах и направлениях продолжаются с неослабевающей остротой. Интерес к этим проблемам возрастает по мере появления все новых и новых ярких режиссерских индивидуальностей, спектаклей, поставленных в различных художественных манерах. Дискуссии эти естественны и плодотворны как форма творческого взаимообогащения, как питательная среда для театральных исканий. Включиться в этот спор стоит потому, что речь идет о вещах немаловажных: о художественном многообразии театрального искусства социалистического реализма.
Хотя давно прошло то время, когда были основания ставить нашим театрам в упрек приверженность к унифицированной манере спектаклей — проблема многообразия форм, стилей и жанров нашего театрального искусства все еще остается одной из важнейших, имеющей не только теоретическое значение.
Объективной основой этого положения метода социалистического реализма служит бесконечное разнообразие конкретных форм проявления, поступательного движения жизни, борьбы советского народа за построение коммунизма. Объективность закона многообразия определяется также и тем, что не существует ни вида, ни жанра, ни направления в искусстве, которое могло бы в одиночку воплотить и выразить все многообразие живой действительности. Объединяющие советских художников идейные, мировоззренческие позиции не препятствуют художественным поискам, свободному проявлению творческой инициативы.
Казалось бы, вопрос ясен. Однако в практике нашей театральной жизни, в высказываниях деятелей театра и критиков встречаются односторонние утверждения, вызывающие желание поспорить.
Статья известного режиссера Д. Алексидзе «За театр больших идей!», опубликованная в «Советской культуре» от 1 декабря 1964 года, еще раз показывает, что предмет для спора есть, хотя на первый взгляд статья кажется безусловно верной каждым своим положением, начиная с заголовка. «Кто не за честность? Всякий — за», — как сказано в одной пьесе. Кто против театра больших идей, кто протий романтической линии в театре? Думаю, что серьезных возражений мы не встретим, ибо нельзя отрицать бесспорные достижения романтического направления в театре, которое дало «Молодую гвардию» Н. Охлопкова, «Оптимистическую трагедию» Г. Товстоногова, «Царя Эдипа» Д. Алексидзе, «Город на заре» Е. Симонова, «Алексея Кольцова» Ф. Шишшина. Список можно продолжать и продолжать, называя спектакли, в которых горел романтический революционный пафос, выраженный мощными метафорами, актерскими образами высокого внутреннего строя. В этих спектаклях накал трагедии сочетался с песенной стихией лирики.
Однако желание спорить не пропадает, ибо, стремясь обосновать достоинства нового направления, наметить пути его дальнейшего развития, романтики с нехозяйской бесцеремонностью расправляются с иным, бытовым или психологическим, направлением в нашем театральном искусстве. Ему отказывают в способности выразить пафос эпохи так полно и так точно, как это может сделать романтическая линия. Д. Алексидзе пишет: «Именно героика точнее и полнее всего выразит пафос нашего времени».
Против этого утверждения нечего было бы возражать, если бы не попытки монополизировать за романтическим направлением право на выражение героики нашего времени и нашей революционной истории. Монополия эта подтверждается простым отождествлением слов «романтический» и «героический», которые обычно пишут через запятую: если не романтическое искусство, то уж и не героическое.
Это чрезвычайно, на мой взгляд, важный вопрос, ибо он касается многих существенных сторон развития нашего театрального искусства, затрагивает проблему художественного многообразия, традиций, методологии творчества.
Нужно бы уже твердо условиться не путать художественные стили, творческие направления и саму жизнь, ибо эстетические связи искусства и действительности сложны и непрямолинейны.
Богатство действительности, форм поступательного движения общества, процессов общественного формирования характеров могут и должны находить для своего отражения в искусстве разнообразные художественные средства. По части унификаци отдельных творческих манер у нас уже имеется печальный опыт. Не стоило бы, право, его повторять. Тем более что история нашего театра и практика его сегодняшних мастеров не дают оснований делать вывод, что героику нашего времени способны выразить только представители романтического крыла.
Существенные стороны революционной борьбы и социалистических преобразований находили законченное художественное выражение в спектаклях психологического театра.
«Бронепоезд 14-69» и «Любовь Яровая» на сценах МХАТ и Малого театра с психологической точностью и бытовой правдой раскрывали в конкретных характерах силу и героику революционной борьбы. «Платон Кречет», «Глубокая разведка», «Мой друг» показывали с тончайшей психологической убедительностью истинных героев социалистического строительства. А разве бытовая точность и психологическая глубина мешали таким спектаклям, как «Чудак», «Таня», «Машенька», рассказывать с полной художественной убедительностью о формировании характеров на новых нравственных основах?
«Нашествие» и «Русские люди» отражали героизм народного духа, проявленный в суровое военное время, как органическую, кровную черту характера советских людей. И разве, наконец, «В добрый час!» и «В поисках радости» не были активны в критике мещанства и утверждении коммунистических норм морали?
История и практика советского театрального искусства, как видим, опровергает притязания «романтиков» на монополию в выражении героики, существенных сторон жизни народа.
Объявляя психологический театр искусством второго сорта, теоретики романтизма не церемонятся и с некоторыми важными методологическими принципами этого направления. «Я против скрупулезных психологических подробностей», — говорит один. «Головастиков» не терплю», — заявляет другой, имея в виду артистов аналитического склада. При этом он ссылается на К. С. Станиславского, воспитавшего поколения великих «головастиков». Пренебрежение к опыту психологического театра выражают подчас и тоном разговора. Например: «Некий великий автор книги по теории актерской игры утверждал, что на сцене даже декорации должны быть настоящие». Как говорится, дайте нам «Трех сестер» в мхатовском составе 1940 года, а декорации, так и быть, пусть будут «настоящие».
Такое пренебрежение к опыту психологического театра подкрепляется тем, что существуют спектакли, в которых «по сцене ходят маленькие, безликие «человечки». Беда в том, что такие спектакли были и есть, однако нельзя отрицать творческую манеру на основании отдельных неудач, которые бывали и в искусстве романтического склада.
Нетрудно припомнить спектакли, где правда жизни и истинная красота подменялись конфетной глянцевитостью и на фоне «колхозной» деревни разыгрывались страсти по канонам мелодрамы. Можно припомнить и спектакли, в которых романтический пафос оборачивался выспренностью, не находя опоры в значительных и содержательных характерах.
Дело, разумеется, не в отдельных неудачах, от которых никто не застрахован. Дело в принципе, который прост: лучше иметь и Малый, и МХАТ, и театр имени Ш. Руставели, и театр имени К. Марджанишвили.
Безусловно, неплодотворно устанавливать монополию одного направления или одной Художественной манеры. Объективно это значит выступать против многообразия в искусстве советского театра.
Естественно, что как следствие всякой монополии возникают эстетические регламентации. Театру же, призванному отражать жизнь, а не быть сферой самовыявления творца, нужен герой в процессе борьбы за коммунистические идеалы, в процессе становления личности под благотворным влиянием действительности. Драме нужен герой в борьбе, происходящей сейчас, здесь, на глазах у зрителей. Он может предстать в поэтически мощной стихии довженковского таланта или суровой трезвости «Живых и мертвых», в былинной силе «Правды и кривды», в образе академика или рабочего парня с берегов Ангары. Важны не чины и научные звания, а живые действия, преодоление реальных противоречий, которые раскрывали бы связь человека с жизнью, его коммунистическую убежденность.
Логика «романтических» рассуждений, поскольку она строится на неверной посылке, тут же приводит к утверждению схемы и рецепта.
Как бы нам ни хотелось, но в жизни люди творят чудеса не на каждом шагу. Некоторые же полагают, что лишь тот достоин войти в искусство, кто «творит чудеса в науке и технике, во всех областях нашей большой, интересной жизни». Если же чудес не сотворил, то подожди лезть в искусство. Как ни странно, это довольно распространенная точка зрения.
Она основывается на убеждении, что идейную нагрузку в спектакле или пьесе несет лишь один положительный герой, который только и в силах передать зрителям то, что хотел сказать автор. Есть такой герой— хорошо. Нет — совсем плохо.
Таким образом, заранее ограничивается круг возможных реальных жизненных ситуаций, которые может использовать художник, не поддающееся пересчету многообразие жизненных ситуаций сводится к некоей схеме, в центре которой стоит герой, «сотворивший чудеса». Опыт классиков, у которых все еще не грех поучиться, убеждает, что дело не только в герое, стоящем в центре (хотя, если он есть, как Нил у Горького, то чего же лучше), а во всем комплексе идейных, мировоззренческих устремлений автора, в объективном идейном и художественном звучании произведения. Сокрушительная критика самодержавно-чиновничьего строя в «Ревизоре», где нет, кроме смеха, положительного героя, ничуть не меньше, чем в «Горе от ума», где есть Чацкий.
Художественная правда добывается только трудом, затраченным на непредвзятый анализ жизни с точки зрения большой цели, которая стоит перед нашим народом. «Табель о рангах» для героев художественной литературы, всякого рода регламентации возникают всякий раз, когда художник или критик не хотят увидеть жизнь такой, какова она есть в данной, конкретной жизненной ситуации.
Когда, например, о пьесе В. Розова «В день свадьбы» пишут: «За правду борется Розов, но правда его горька, тяжела, скудна. Да и такова ли та большая правда, во имя которой пишутся пьесы, ставятся спектакли, слагаются поэмы?» — то возникает желание спросить, а как же быть, если рассказанная автором история на самом деле горька? Жонглируя словом «правда», И. Патрикеева, чье мнение о пьесе здесь приведено, советует пройти мимо или, в крайнем случае, сделать так, чтобы зрители могли найти «умиротворение». Одним словом, «сделайте нам красиво», как просил один литературный герой. Большая правда искусства не вырастает на ровном месте, а добывается эстетическим анализом реальной жизни, ее действительных противоречий и конфликтов, которые неизбежно возникают в ходе строительства новой жизни, в процессе преодоления пережитков прошлого.
...«жизнь же,— по замечанию В. И. Ленина,— идет вперед противоречиями, и живые противоречия во много раз богаче, разностороннее, содержательнее, чем уму человека спервоначалу кажется».
Принцип многообразия искусства социалистического реализма, записанный в Программе КПСС, означает и принцип равноправия стилей, форм и жанров в возможности отражать существенные стороны жизни. Он тем и вызван, тем и дорог, что в эстетическом воспитании равно важны и звонкие метафоры романтического искусства и подробный психологический рассказ о советском человеке.
В этом сезоне продолжался процесс выдвижения на роли руководителей театров режиссеров нового поколения. В общем содружестве с мастерами старшего поколения они ведут теперь московский театральный мир.
Взгляните на афиши Москвы: Е. Симонов в Малом, Б. Львов-Анохин в театре имени Станиславского, Ю. Любимов в Театре драмы и комедии, А. Эфрос в театре имени Ленинского комсомола, А. Попов в ЦТСА, Б. Голубовский (интересно работавший в Мтюзе) в театре имени Н. В. Гоголя, Г. Ансимов в Театре оперетты.
Суть процесса заключается не в том, что сменились главные режиссеры в театрах, смена — процесс естественный, идущий непрерывно; суть в том, что возникли или возникают новые театры, с первых же спектаклей заявляющие о своем своеобразии и привлекающие публику в залы, подчас длительное время не знавшие радости аншлагов. Большинство новых главных режиссеров уже показали, что они пришли не сменить ушедшего руководителя или занять вакансию, а создавать новый театр.
Художественные взгляды этих режиссеров, их понимание высокой роли и значения театра формировались тогда, когда партия вела решительную борьбу с последствиями культа личности, их формировало время трезвых взглядов и решительных действий, время возрождения ленинских норм жизни.
И это было время обновления арсенала выразительных средств театрального искусства.
Их художественные поиски имеют большое значение для поступательного развития советского театра, его будущего. Пренебрежение к их попыткам, которое нет- нет да и проскользнет в иных речах или статьях — по меньшей мере бесхозяйственно. Тем более что никто из них не занимается «чистой формой».
Их общая исходная точка — в ощущении огромной общественной значительности искусства, которое не может стоять в стороне от жизни. Их сценические поиски обусловлены прежде всего желанием ответить на ее запросы. Достоинство искусства для них — не звук пустой и не фраза.
Радуясь интересным спектаклям, росту режиссерского мастерства, приветствуя то новое, что вносят в искусство советского театра режиссеры, недавно ставшие главными, не следует противопоставлять их творчество всему идейному и творческому опыту нашего театра.
Как бы ни были болезненны и огорчительны некоторые факты театральной истории, связанные с периодом культа личности, советский театр в целом может гордиться каждым своим годом. Сейчас не место припоминать спектакли, сыгравшие заметную роль в общественной и художественной жизни страны, хотя это нетрудно сделать. Разговор этот затеян, чтобы возразить против попыток разорвать историю театра, противопоставить прошлое и настоящее, отрывая новое режиссерское поколение от художественных завоеваний и традиций всего советского театра.
Евгений Симонов с большим успехом поставил в Малом театре пьесу А. Корнейчука «Страница дневника», сочетав в спектакле манеру мастеров Малого театра с откровенной публицистикой. Совсем недавно он выпустил сказку С. Маршака «Умные вещи», представив ее — совместно с художником Б. Волковым — в стиле народного балаганного зрелища, игрища.
Анатолий Эфрос закрепил успех театра имени Ленинского комсомола. Спектакли «104 страницы про любовь», «Мой бедный Марат» заслуженно пользовались успехом у зрителей. Как и многие, А. Эфрос испытывает трудности в подборе репертуара, который, соответствуя его творческой манере, позволил бы тематически разнообразить афишу театра.
Борис Львов-Анохин, режиссер острого и точного чувства формы, большого творческого диапазона — от трагедии до сатирической, фарсовой комедии, — поставил «опыт документальной драмы» М. Шатрова «Шестое июля». И хотя спектакль удался не во всем, его уроки имеют значение не только для режиссера и театра, ибо всякая серьезная попытка воплощения темы Октября и образа В. И. Ленина приближает нас к законченному художественному постижению истории революционной борьбы партии и народа.
Г. Ансимов, успевший выпустить «Орфея в аду» Ж. Оффенбаха на текст С. Михалкова, энергично взялся реформировать театр оперетты и сложившуюся сценическую манеру жанра, которая, видит бог, в этом нуждается.
Разумеется, не стоит забывать и хорошие традиции советского театра музыкальной комедии — с ними связаны великие имена.
Спектакль «10 дней, которые потрясли мир», поставленный Ю. Любимовым в Театре драмы и комедии, в театре на Таганке, как его запросто называют москвичи, идет с огромным успехом. Он уже получил, и по праву, восторженные оценки критиков, что лишает автора приятной возможности поговорить об этом спектакле подробно.
Нельзя, однако, не подчеркнуть, что спектакль Ю. Любимова есть главное событие сезона, явление принципиальное в нашем театральном искусстве. Спектакль не только завершил некоторые собственно театральные искания последних лет, дал им блестящее постановочное воплощение,но, главное, выразил один из существенных мотивов времени, связав воедино наше революционное прошлое с сегодняшним днем. Ю. Любимов как бы уловил наши взгляды, обращенные к великим дням революции, он почувствовал в них желание найти сегодня эстетическое выражение нерасторжимости революционной истории и нашего дня коммунистического строительства. Спектакль художественно зафиксировал эту преемственную связь.
Ю. Любимову, так неожиданно счастливо ставшему в первые режиссерские ряды, мы обязаны возрождением духа публицистического, агитационного театра.
Он радостен — этот великолепный спектакль: торжеством и размахом революционных идей, саркастическим отношением к врагам революции, пафосом борьбы, мудростью ленинских слов.
Уже приходилось слышать вздох: «Это уже было», уже берутся подсчитать, где и когда был использован тот или иной прием. Но если уж мы такие снобы, что повторение того или иного приема кажется нам недопустимым, то давайте все-таки вспомним, что существо все же важнее формы.
Приходилось слышать и странные опасения, что спектакль может вызвать волну подражаний. Если чья-либо фантазия обогатится, соприкоснувшись с этим спектаклем, то и спасибо, но ни копировать его, ни подражать ему нельзя. Не стоит, разумеется, да и невозможно, канонизировать его приемы, его уникальную форму.
Все на свете имеет, как известно, свои причины. Критики убедительно выявляют исторические истоки режиссуры Ю. Любимова, указывают на традиции, которые он продолжает. Но есть еще и условия появления этого неожиданного спектакля. Одно из них состоит в том, что спектакль сделан в студийном театре. Спектакль вновь напомнил о возможностях студийности, наглядно показал, что это такое, когда коллективизм, единство творческих устремлений выступают в подвижническом качестве. Нельзя же, право, полагать, что Ю. Любимов счастливым наитием стал режиссером, оставив за спиной два десятка лет, отданных актерскому труду. Он им родился. Только все, включая и его самого, узнали об этом тогда, когда он встретил свою студию.
Об этой стороне дела следует сказать подробнее:
Несмотря на то, что многие московские театры возглавили режиссеры, которые еще недавно были молодыми и таковыми сейчас именуются по традиции, разговоры об отсутствии молодой режиссуры, вернее сказать, следующего режиссерского призыва, были одной из главных проблем уходящего сезона. Разговоры об этом не умолкали на страницах печати и на всякого рода театральных собраниях и совещаниях.
Нечего и говорить, что проблема эта есть проблема номер один для нашего театра, его дальнейшего развития.
Этот сезон не изобиловал режиссерскими дебютами, новыми фамилиями на театральных афишах. Если не считать, разумеется, результатов похвального стремления опытных артистов помочь своим театрам и в качестве режиссеров.
Когда мы говорим о режиссерах, то, естественно, ведем речь не о тех, кто может подтвердить свое звание дипломом, а о тех, кто получает его в силу поставленных спектаклей. То есть о рождении творческих индивидуальностей. И по сути дела проблема молодой режиссуры сводится к воспитанию, формированию индивидуальности.
Те формы подготовки режиссерских кадров, которые существуют сейчас (институты, высшие режиссерские курсы), не обеспечивают потребность театра в интересных индивидуальностях, хотя отрицать их значение было бы опрометчиво. Нашему театральному образованию, нашим гитисам мы обязаны и теми индивидуальностями, которые работают сейчас и во многом определяют лицо советского театра сегодня.
Нечего и говорить, что институтское образование резко подняло общую режиссерскую культуру советского театра. Забывать это было бы несправедливо.
И все-таки проблема остается.
И будет оставаться, пока организационно, только организационно не будут найдены гибкие формы возникновения новых театральных коллективов.
Естественный путь к ним лежит через студии, вернее сказать, через студийный метод формирования коллектива единомышленников.
История почти всех московских театров начинается со студии. Подтверждает её и судьба театра-студии «Современник».
Если присмотреться внимательнее, то и нынешние новые главные режиссеры формировались, ставили свои спектакли в обстановке студийности, возникавшей внутри сложившихся коллективов.
Как бы ни были разнообразны пути этих новых театров, элемент студийности был в каждом. Ю. Любимов взял в театр почти весь курс, с которым был сделан «Добрый человек из Сезуана» — и без этого не было бы нового театра на Таганке. Перейдя в театр имени Ленинского комсомола, А. Эфрос берет с собой большую группу артистов, с которыми он работал в Центральном детском: это его студия.
Б. Голубовский собрал вокруг себя в Мтюзе группу молодых артистов, с которыми он работал. И у него, пусть с меньшей отчетливостью, была своя студия.
Однако это долгий и часто болезненный путь, в котором объективный закон — студийность— прокладывает себе дорогу внутри принципиально иных организационных форм, противоречащих сути студийности. Этот путь на долгие годы затягивает процесс превращения режиссера в творца, препятствует быстрому и полному расцвету его индивидуальности, ибо в производственных условиях работы театра неизбежны болезненные для молодого режиссера компромиссы и в выборе репертуара, и в распределении ролей, и в сроках подготовки спектакля.
Часто можно слышать, что было бы целесообразно готовить новых режиссеров методом, так сказать, индивидуального ученичества у мастеров. Может быть, это и хороший, теоретически говоря, метод, но оглянемся на практику: много ли режиссеров подготовлено таким способом? Примеры, которые удается припомнить, так исключительны, что сами напрашиваются подтвердить правило — этот способ не дал пока ощутимых результатов.
Очевидно, что необходимы какие-то организационные формы, которые давали возможность там и сям возникающим инициативным группам, отдельным режиссерам довести свои замыслы до конца, иметь время и возможность порепетировать и помещение, где показать результаты. Живое соревнование, замыслы, воплощаемые без компромиссов, — вот единственный путь решения проблемы формирования режиссерских индивидуальностей.
Необходимо, чтобы люди, доказавшие свое пристрастие к режиссуре, имели возможность поработать в полную силу, не стесненные ни временем, ни иными ограничениями, которые неизбежны в производственных условиях театра. Подобная возможность, думается, помогла бы таким режиссерам, как В. Монахов, В. Богомолов, В. Андреев, П. Фоменко — за ними уже не один спектакль, — выявить свои режиссерские индивидуальности с большей отчетливостью. В Ленинграде Г. Товстоногов выступает с инициативой создания такого молодежного театра-студии, где могли пробовать свои силы молодые режиссеры, получать необходимый опыт и шлифовку. Разумеется, организация такого экспериментального театра потребует некоторых, очевидно не очень больших, материальных вложений, которые можно изыскать за счет внутренних ресурсов, за счет перераспределения дотаций. Но что можно сказать заранее — интерес к таким спектаклям будет устойчивым и большим. Так что и средства оправдаются.
Отшумели недавние споры об исторической «обреченности» театрального искусства, о гибели, грозящей ему со стороны телевидения и кино. Театр остался и останется. Но останется и проблема взаимоотношений между искусствами, их взаимной требовательности. Никакое искусство не развивается обособленно, в своем замкнутом кругу. Между видами искусства происходит постоянный обмен творческими идеями, идет непрерывная сверка по художественным образцам. Это постоянно действующий объективный фактор внутреннего развития каждого вида и рода искусства.
Требования к искусству определяются и гигантским ростом культуры, образования в нашей стране. Ни одному искусству не дано историей права на самодовольное упоение своей неповторимостью, особливостью.
Советский народ может гордиться своей театральной культурой, высоким профессиональным уровнем актерского и режиссерского мастерства. За последние годы заметно возрос интерес к театру: это подтверждают беспристрастные цифры числа зрителей, посетивших театральные залы. Но чтобы не останавливаться в пути, не довольствоваться достигнутым, необходима трезвая оценка положения с точки зрения наивысших требований партии и советского народа к искусству эпохи развернутого строительства коммунизма.
Трезвая оценка нужна всем звеньям, составляющим искусство театра:
актерскому цеху, в котором еще много дилетантизма;
режиссуре, в которой чаще, чем хотелось бы, заметно бескрылое ремесло;
афише театров, которая не всегда еще предлагает произведения высокого идейного и литературного уровня и обидно мало — русскую и мировую классику.
Не опасаясь за историческую судьбу театра, не занимаясь самоуничижением, стоило бы в новом сезоне общественно проявить творческую самокритичность в оценке художественного состояния каждого коллектива и всей огромной сети наших театров.
Непрерывное совершенствование профессионального мастерства, повышение идейно-художественного уровня театрального искусства — каждодневная общая забота деятелей советского театра.
Руководство Коммунистической партии развитием литературы и искусства, успешное сценическое воплощение произведений большого гражданского звучания и партийной страстности, заметное творческое оживление всей нашей театральной жизни — верный залог того, что в новом сезоне советский театр сделает значительный шаг вперед.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.