• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Отчет с семинара "Трансцендентальный поворот в современной философии-4" 2019

С 18 по 20 апреля состоялся международный научный семинар Трансцендентальный поворот в    современной философии – 4

Первый день семинара проходил на площадке ГАУГНа и состоял из пленарного заседания, посвященного кантовской трансцендентальной метафизики и круглых столов по трансцендентальной метафизики Л. Тенгели и творчеству Н. Гамана. Конференция началась с доклада профессора Д. Хогана из Пристанского университета, посвященного аргументам Канта в пользу идеализма. Хоган защищал метафизическую идеалистическую интерпретацию кантовского трансцендентального идеализма; cледующие же докладчики – С.Л. Катречко – доцент ГАУГНа и М.Е. Соболева – профессор Марбургского университета – выступали с защитой реалистического прочтения кантовской философии. Далее к дискуссии подключились другие докладчики: стажер-исследователь НУЛа М. Евстигнеев выступил с докладом, посвященном критической интерпретации работ одного из важнейших исследователей для современного кантоведения – П.Ф. Стросона, Кускова С.М. Наконец, бывший стажер-исследователь НУЛа И.В. Болотов представил доклад, посвященный рефлексии о кантовской революции в метафизике. На последующих заседаниях выступили крупные исследователи в области феноменологии и трансцендентальной философии, среди которых можно выделить И. Рёмера (Альпийский университет Греноболя), А.Б. Паткуля (СПБГУ), К. Петерсона (Колледж Колби) и др.     
Заседания второго дня прошли в главном корпусе РГГУ. В качестве пленарного доклада была представлена запись франко-немецкого феноменолога А. Шнеля, который представил набросок своего будущего проекта феноменологической метафизики, который он разрабатывает уже не протяжении нескольких лет; после этого последовала дискуссия с автором в онлайн режиме.Далее В.И. Молчанов представил проблематику различия реального и не-реального на основании коммуникации как основной структуры человеческого мира. К. Колька на базе манускриптов из Гуссерлианы выступил против строгого разделения естественной и трансцендентальной установок у Гуссерля, опираясь на манускрипты из рукописного наследия. Доклад А.А. Мёдовой был посвящен рассмотрению феномена в различных его модальностях, а также отношение модальности феномена к феноменологической редукции. А.М. Свердликов рассказал о финковском проекте космологической критики онтотеологии, а также о том как эта тема резонирует с работами Хайдеггера. В докладе Паткуля А.Б. можно было услышать о хайдеггеровском Dasein как о мирообразующем сущем, для которого мир и набросок (возможное) являются трансцендентальными. А.В. в своем сообщении провел параллель между натурализованной эпистемологией Г. Фоллмера и феноменологической философией на основании вопроса о соотнесенности опыта и мира. После пленарного заседания прошли сессионные, которые были посвящены «Трансцендентальной (феноменологической) теории сознания» и «Трансцендентальной эпистемологии и философии науки» соответственно.    
Последний день конференции был организован совместно с НУЛ ТФ в НИУ ВШЭ – в организации принимали активное участие стажеры-исследователи лаборатории: силами её сотрдуников М. Евстигнеева и А. Цыгурова был организован мастер-класс профессора Хогана, посвященный трансцендентальной эстетике И. Канта. Далее, последовали секционные заседания, на которых, среди прочих, выступил стажер-исследователь лаборатории А. Гребенников.