• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Отчёт с круглого стола «Ничто»

5 декабря на базе НУЛ Трансцендентальной философии состоялся круглый стол, посвященный проблеме «Ничто».

В рамках круглого стола было прочитано 5 докладов студентами и преподавателями НИУ ВШЭ и других московских ВУЗов.

Первыми доклад представили Татьяна Лифинцева и Дмитрий Турко. В нем были представлены исследования онтологических стратегий Майстера Экхарта и двух школ индийской философской традиции: адвайта-веданта и ранний буддизм. В ходе доклада его авторы показали схожие стратегии онтологической негативности и мистического опыта у Экхарта и школ индийской традиции, заключающиеся в отрешённости от мира образов и форм как высшего блага; отказе ассоциировать себя с телесностью, чувствами, познавательными способностями и разумом; интериоризации интенциональности сознания и прекращение его репрезентативной функции.

Следующий доклад был посвящен мистицизму Хуана де ла Круса, его прочитала Татьяна Планкина. В ходе данного выступления была затронула интереснейшая взаимосвязь термина «тёмной ночи души» с христианским пониманием Бога, что открыло для слушателей возможность по-новому взглянуть на мистику Хуана де ла Круса в контексте понятия «ничто».

Затем Кирилл Чепурин несколько сменил аспект рассмотрения «ничто», рассказав в своем докладе об использовании данного термина в контексте русской философско-исторической мысли. Начав с Чаадаева, данный доклад обратился к анархизму М.А. Бакунина и космизму Н.Ф. Фёдорова как двум очень разным попыткам помыслить утверждение (социального или космического) будущего как того, что является Ничем по отношению к историческому миру модернити или исключается им, одновременно являясь некоторой общностью или общим делом, с которого мысль и действие должны имманентно брать начало.

В конце круглого стола Татьяной Левиной и Екатериной Подобуевой были прочитаны два доклада, посвященные рассмотрению понятия «ничто» в идеях Малевича. Татьяна Левина в своём выступлении обсудила возможность влияния на идеи Малевича Булгакова и Бердяева, которые могли быть обсуждены художником с Гершензоном. Также, была рассмотрена возможность того, что из Булгакова и Бердяева Малевич мог взять обсуждения апофатизма и теории Ничто, ведущей через Майстера Экхарта и Дионисия Ареопагита к нео-платонизму и Платону.

Екатерина Подобуева продолжила обсуждение идей Малевича, взяв за основу контекст его взаимоотношений с Гершензоном; в ходе доклада показывая возможность и причины сотрудничества мыслителей, на первый взгляд, расходящихся в своих философских концепциях по одному из наиболее ключевых вопросов, а именно по вопросу обезличивания и ничтожения.

С видео выступлений можно ознакомиться по ссылке