• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Доклад А.Д. Майданского «Оптимистическая трагедия “Космологии духа” Э.В. Ильенкова»

30 мая на базе НУЛ состоялся доклад Андрея Дмитриевича Майданского — профессора  НИУ БелГУ, доктора философских наук, ассоциированого сотрудника сектора истории русской философии ИФ РАН. Лекция завершилась дискуссией участников, построенной вокруг ключевых позиций текста Ильенкова и вопросов, связанных с понятием «Мыслящий дух».

Речь в докладе шла о «Космологии духа» Э.В. Ильенкова — раннем (1953 г.) тексте, в котором он предпринял попытку пересмотреть догматику диалектического материализма и освободить мышление от приписываемой ему зависимости от натуралистического субстрата. Работа, вышедшая в печати с подзаголовком «философско-поэтическая фантасмагория», недавно была переведена на немецкий и английский языки, отразив возросший в последние десятилетия интерес к фигуре советского философа.   

Условия создания этого текста остались крайне символичными: он создавался за два года до отстранения философа от работы на философском факультете МГУ за «теоретические извращения марксистской философии» и был опубликован спустя тридцать пять лет — уже посмертно. Одновременно с созданием «Космологии духа» Ильенков защищает кандидатскую диссертацию о методе научного познания в экономических работах К. Маркса, задавшую традицию новой диалектической логики внутри марксизма. Профессор Майданский предлагает рассматривать Ильенкова как «русского европейца», в смысле присущего ему духа самокритики и пристального внимания к субъективному, человеческому, «индивидуально выраженному всеобщему». Через этот образ хорошо объясняется выбор его «героев» — Гегеля, Маркса и Спинозы. Следуя завету последнего: «не плакать, не смеяться и не проклинать, но понимать», западной традиции, в рамках которой мыслил Ильенков, удаётся развить логическое, свободное от исторической условности, мышление. Придавая логике статус высшей ступени сознания, Ильенков само сознание и языковые структуры рассматривает как результат работы логических категорий. Такое «мышление о мышлении» становится натуральной диалектикой — той, которая не контаминирована идеологией и онтологией.

Поэтому философия для Ильенкова призвана была стать «живой» наукой о законах и категориях мышления. В «Космологии духа» он решает вопрос о смысле и цели существования во Вселенной разумных существ. Мышление при этом встраивается в «круговорот мировой материи» в качестве атрибута, предвосхищая времена, когда через «миллионы лет родятся и сойдут в могилу тысячи поколений, установится на Земле подлинно человеческая система условий деятельности — бесклассовое общество, пышно расцветет духовная и материальная культура, с помощью которой и на основе которой человечество только и сможет исполнить свой великий жертвенный долг перед природой» («Космология духа»). Так гипотеза о невозможности существования материи без мышления приобретает действительный диалектический смысл и оказывается верной диалектическому, а не механистическому материализму (типа Гоббса и Гольбаха), понимавшему мышление только как продукт материи, к которому она безразлична. Мыслящий дух жертвует собой и противостоит энтропии вселенной, делая гибель человечества не одним из неминуемых (и поэтому бессмысленных) шагов машинерии, а творческим актом, то есть — бессмертием.