Состоялся доклад А.В. Морозова «Адамова глава Автора, или о письме и плагиате»
6 марта на базе НУЛ трансцендентальной философии представил свой доклад «Адамова глава Автора, или о письме и плагиате» Артем Владимирович Морозов – м.н.с. ИФ РАН, сотрудник Института Гайдара, специалист по «не-философии» Франсуа Ларюэля и современной континентальной философии
Главной темой доклада была размытость теории авторства и фигуры автора во французской культуре второй половины XX столетия. Речь шла о размытии, не отменяющем фигуру автора целиком, и во многом противостоящем идее «смерти автора» Ролана Барта и Мишеля Фуко. Используя многочисленные и разнообразные примеры из французской и франко-африканской культур, в частности, опираясь на творчество Ямбо Уологема, антропологические исследования догонов Марселем Гриолем и интервью последнего с Оготеммели в книге «Бог воды», не-философию Франсуа Ларюэля и заметки Жиля Делеза об авторстве и несобственной речи, докладчик показал, как в процессе своего творчества автор становится своего рода «молчащим человеком» в центре произведения, который использует чужую речь для того, чтобы сказать что-то свое и при этом сохранить свое молчание. При такой оптике кажется, что речь идет о явном плагиате, который становится не ярчайшим свидетельством «смерти автора», не доказательством сотканности текста из множества других текстов, но, скорее, специфически-авторским модусом использования речи, при котором автор, «замолкая» в произведении, может остаться собой и совершить необходимый ему жест. Был представлен случай Уологема, который был пойман и даже оштрафован в судебном порядке за плагиат. Он совершил плагиат в отношении Грэма Грина, тем самым сделав Грина, успешного белого писателя, своим «литературным негром». В данном случае речь идет о деконструкции колониального нарратива. Докладчик также рассмотрел теорию авторства Франсуа Ларюэля из его «Тетралогоса» и прямо связал ее с «не-философским» проектом французского мыслителя. Большая часть доклада прошла в диалогическом формате, с активным участием стажера-исследователя НУЛ трансцендентальной философии Данилы Волкова, который выступил в качестве содокладчика.
После доклада состоялась оживленная дискуссия, в которой обсуждались такие темы, как историческое появление фигуры «автора текста», влияние работ М. Бахтина на концепцию авторства Делеза, творчество португальского писателя Фернандо Пессоа, писавшего от имени нескольких десятков вымышленных персонажей – «гетеронимов», в связи с автором и его молчанием, а также связь концепции «филофикции» Ларюэля с theory fiction таких авторов, как Ник Ланд, Реза Негарестани и Юджин Такер.