• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Состоялся пятый ридинг-семинар по лекциям Эдмунда Гуссерля о трансцендентальной эстетике и модальностях восприятия

17 октября на площадке Научно-учебной лаборатории трансцендентальной философии состоялся пятый ридинг-семинар из цикла ридинг-семинаров по лекциям Эдмунда Гуссерля о трансцендентальной эстетике и модальностях восприятия

В ходе семинара было завершено чтение первого параграфа (о восприятии предметности) из введения к анализам пассивного синтеза. Семинар традиционно открылся вступительным словом организаторов. Студент 2 курса образовательной программы «Философия» Глеб Навильников подытожил содержание абзацев, прочитанных на предыдущем семинаре, и герменевтические результаты их истолкования, акцентировав своё внимание на парадоксальности восприятия целого у Гуссерля и на горизонтном характере восприятия предмета.

В ходе медленного чтения английского перевода и немецкого оригинала последних абзацев первого параграфа участниками ридинг-семинара был высказан ряд идей, продуктивных как для дальнейшего исследования гуссерлевского наследия, так и для новых философских построений на базе гуссерлевской феноменологии. Обсуждение открылось ремаркой Екатерины Хан (НИУ ВШЭ/РУДН) о связи разделения страха и тревоги в «Общей психопатологии» Карла Ясперса и в «Бытии и времени» Мартина Хайдеггера; профессор Георгий Игоревич Чернавин (НИУ ВШЭ) согласился с ней в том, что Хайдеггер в этом отношении следует скорее Ясперсу, чем Кьеркегору. Илья Онегин (НУЛ трансцендентальной философии, НИУ ВШЭ), приступая к обсуждению непосредственно текста Гуссерля, отметил некоторую перемену ноэтического и ноээматического регистров в описании Гуссерлем предметного переживания. Г.И. Чернавин отметил мифологический и даже «сказочный» аспект стилистики Гуссерля, сравнив его описания «зова вещей» с сюжетами сказок братьев Гримм и немецких народных сказок. Евгений Александровна Шестова (РГГУ) в этом аспекте указала на несправедливость упрёков Хайдеггера в том, что Гуссерль якобы призывает лишь смотреть на вещи, в то время как описания предметности у Гуссерля открывают сенсорно-феноменологическое богатство «зова вещей». Екатерина Хан отметила аналитический характер процедуры, в ходе которой  вещь требует принятия себя такой, какая она есть. Елена Дрожецкая (РГГУ) сравнила гуссерлевские описания предметного восприятия с требованием, которое предъявляет на нас вещный мир, у Ж.-П. Сартра в его «Воображаемом», в то время как другой постоянный участник семинара Семён Карпенко проблематизировал сам акцент на предметности, а не на (феноменологическом) времени, в описаниях Гуссерля.