• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Состоялся доклад Данилы Волкова «Концептуализация памяти в (пост-)спиритуалистической французской философии: от Бергсона к Делезу»

25 марта на базе Научно-учебной лаборатории трансцендентальной философии состоялся доклад стажера-исследователя Данилы Волкова «Концептуализация памяти в (пост-)спиритуалистической французской философии: от Бергсона к Делезу»

В рамках доклада была выстроена генеалогия учения Жиля Делеза о прошлом и памяти, рассмотренная на базисе анализа «Материи и памяти» Анри Бергсона и французского спиритуализма XIX столетия, главным образом – Феликса Равессона. 
Рассуждение, представленное в рамках доклада, было выстроено следующим образом. В «Материи и памяти» Бергсон создает свою известнейшую анти-натуралистическую и анти-психологическую концепцию памяти как особого онтологического региона, который для него уравнивается с регионом прошлого вообще. Память и прошлое, считает Бергсон, существуют вечно и, за счет хода времени, их объем постоянно возрастает – это представляется Бергсоном с помощью известной схемы конуса времени. Настоящее является лишь наиболее сжатой, сокращенной точкой прошлого, отделяющей его от будущего, и границей этих двух процессуально-длящихся форм времени для Бергсона выступает тело. Тело содержит особое прошлое, мышечные воспоминания в виде привычек, которые являются натуралистически-объясняемыми, но то, что касается более сложных форм воспоминаний, для Бергсона существует виртуально. Именно эта виртуальная область сущего является центральной для формирования субъективности: по мнению Бергсона, через опосредованный виртуальной сферой сущего живой контакт с реальностью, сознание субъективируется. В докладе были рассмотрены возможности перехода от философии Бергсона к психиатрии, реализованные, к примеру, Эженом Минковским.
В «Бергсонизме» и в «Различии и повторении» Делез заимствует бергсонианскую схему, и выстраивает на ее основе свою собственную концепцию. Как и для Бергсона, для него прошлое и память являются центральными в формировании субъективности в мире: мышечная память Бергсона становится у Делеза первым синтезом времени, а виртуальная память – вторым синтезом чистого прошлого. Оба синтеза, обе формы памяти Бергсона осмысляются в «Различии и повторении» через центральный концепт повторения : мышечная привычка образуется из-за механических повторений, чистое прошлое само повторяется в нашем актуальном настоящем, конституируя его и являясь условием его возможности. В связи с этим в докладе также были кратко упомянуты два первых синтеза бессознательного, которые в «Различии и повторении» отождествляются с формированием фрейдовского принципа удовольствия и фрейдо-кляйнианскими виртуальными объектами. Было показано, что для Делеза оба синтеза, как и само бессознательное, гораздо ближе к учению Бергсона и к бергсонианцу К.Г. Юнгу, чем к упоминаемому им Фрейду. 
После доклада состоялось его обсуждение, в котором принимали участие  студенты-бакалавры, сотрудники лаборатории и внешние слушатели.
С докладом можно ознакомиться по ссылке: https://youtu.be/vDZl49detb0?si=23l9B08WYTDCIGb_.