• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Открыт прием заявок для участия в научно-практической конференции "Кинофеноменология восприятия: артикуляция взгляда"

НУЛ трансцендентальной философии НИУ ВШЭ совместно с РГГУ приглашает принять участие в научно-практической конференции "Кинофеноменология восприятия: артикуляция взгляда", которая состоится 24-26 октября 2024 г.

«Всё, что одушевлено, объектом документальной камеры являться не может», — в этих словах Анатолия Васильева можно расслышать справедливый упрек в адрес того, что принято понимать под документальным кино. Но даже если речь идет о неодушевленных предметах, документальность совсем не означает, что зрителю обеспечивается непосредственный взгляд на реальность. Даже репортажная фотография, как настойчиво повторял Картье-Брессон, есть реальность воображаемая.
«Эффект наблюдателя» в случае видеокамеры едва ли можно игнорировать, оказывается ли зритель вместе с камерой в эпицентре события или всматривается в его следы. Однако можно ли утверждать, что взгляд камеры принципиально искажает и отягощает фактичность?  Так или иначе, любое понимание требует некоторого контекста — не только исторического или культурного, но даже совершенно повседневного. Настаивая на том, что камера всегда привносит искажения, не впадаем ли мы в некоторую иллюзию прямого и простого взгляда ? Не насаждается ли в этом подозрении по отношению к камере некий фантазм «живого реального»? Ведь в некотором смысле всякая человеческая ситуация и без камеры всегда ограничена полем нашего внимания, как рамкой кадра, насыщена нашей личной историей и присутствием других.  Однако «объективность», достигаемая благодаря технике, всё же привносит свои нюансы — и прежде всего это проявляется в динамике кино, в его темпоральности. Быть может, кинематограф ­— это не столько запечатленное время, как писал Тарковский, сколько запечатленный распад связи времен?
Феноменология, которая во многом сосредоточена на анализе различных способов проживания времени и конституирования восприятия, представляется нам самым продуктивным подходом для того, чтобы выделить, описать и исследовать киновзгляд как способ восприятия. Кино со своими средствами создания взгляда, позволяет нам артикулировать его смысловое измерение. Отходя от классического взгляда на искусство как отражение или запечатление реальности, мы предлагаем искать в кинематографических изображениях и документах не только образы, но и следы-схемы, своего рода констелляции потенциальных смыслов. Какие оптические и перцептивные перспективы, дешифрующие процедуры и новые взгляды предлагает нам кинематограф сегодня? Каким образом видеокамеры смартфонов, задействованные в повседневном общении, меняют задачи кинематографического запечатления реальности?
Эти вопросы предлагается исследовать усилиями как теоретиков (философов искусства, специалистов по феноменологической эстетике, культурологов, киноведов и кинокритиков), так и практиков (режиссеров, сценаристов, операторов) кинематографического искусства. 


Организатор: 

Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ)

Со-организаторы: 

Научно-учебная лаборатория трансцендентальной философии НИУ ВШЭ, художественное пространство «Île Thélème (Иль Телем)»


Состав оргкомитета: 

Шестова Е.А., канд. филос. наук, науч. сотрудник УНЦ феноменологической философии философского факультета РГГУ;

Янпольская Я.Г., канд. филос. наук, доцент кафедры современных проблем философии философского факультета РГГУ;

Хан Е.И., научный сотрудник НУЛ трансцендентальной философии НИУ ВШЭ, ассистент кафедры онтологии и теории познания РУДН им. П. Лумумбы;

Пирятинский Г.К., директор художественного пространства « Île Thélème», режиссер, продюсер (киностудия «mal de mer films»);

Головатый О.А., магистр философии, независимый исследователь, режиссер (киностудия «mal de mer films»);

Нефёдова К.Е., киновед, редактор монтажа, сотрудник художественного пространства « Île Thélème».

Секретарь конференции:

Бражникова В.И., режиссер, выпускница Московской международной киношколы

Даты проведения конференции: 

24-26 октября 2024 г.

Места и формат проведения: 

- 11:00-14:30 - теоретическая часть (научные доклады): РГГУ 

- 16:00-19:00 - практическая часть (воркшопы): художественное пространство «Île Thélème (Иль Телем)»

- 19:30-22:00 - помимо основной программы, в конце каждого дня по желанию предлагается провести киноклуб (просмотр полнометражного фильма с последующим обсуждением)

Теоретическая часть. Форматы:

-  «сообщение» (10-15 минут на сообщение, не включая время на  вопросы) - отбор заявок

-  «доклад» (от 20 до 40 минут на доклад) - отбор заявок + приглашенные спикеры

а также:

- «установочный доклад/публичная лекция» (от 40 до 60 минут) - лекция/длинный доклад в начале каждого дня, спикеры приглашены заранее

Практическая часть. Форматы:

- воркшоп («просмотр избранных кинофрагментов + разбор в рамках предложенного метода», от 30 до 60 минут)

- экспериментальный воркшоп (допустимо авторское описание того, что предлагается делать; от 30 до 60 минут)

Информация для участников конференции:

Предполагается участие в конференции ряда заранее заявленных спикеров — как теоретиков, так и практиков кино, а также open call заявок. 

Заявки проходят предварительный отбор оргкомитета. В форме подачи просим указать аффилиацию и/или имеющееся профильное образование, ключевым критерием является компетентность и тематическая близость. Возможно участие студентов, магистрантов, аспирантов.

Сроки подачи заявок: до 10 сентября 2024.

Форма для подачи заявок: https://forms.yandex.ru/cloud/66598dede010db260e377214/.
Контактная почта: cinephenomenologie@yandex.ru.