• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Доклады на конференции "Ханна Арендт: свобода и ответственность"

20 марта 2015 г. три члена НУГ приняли участие в конференции «Ханна Арендт: свобода и ответственность», которую проводили наши коллеги из НУГ «Метанойя: поворот к трансцендентному и материальному в современной политической теологии». С докладами выступили Мария Сидорова, Сергей Любимов и Арсений Куманьков.

Доклад Марии Сидоровой «Образы даймониона в философии Х. Арендт» был построен вокруг ответов на следующие вопросы: Как в философии Арендт даймон (даймонион) Сократа становится метафорой? Какие функции выполняет его образ в концепции действия и в концепции мышления Х. Арендт? Что отличает и что объединяет контекст метафорического применения указанных понятий в разных текстах мыслительницы? В процессе их обсуждения Мария показала, что фигура даймона, присутствуя и в рассуждениях Арендт о действии, и в рассуждениях о мышлении, становится маркером внутренних связей данных концепций. Однако акценты применения этой метафоры расставлены в её работах по-разному: в «Vita activa, или О деятельной жизни» образы даймона и даймониона работают на указание неявленности самости самой себе в полной мере; в «Жизни ума» «даймонион» становится сущностной характеристикой способности мышления, благоразумия, символом укоренённости этических начал в природе мышления.

 

Сергей Любимов посвятил своё выступление теме «Теория насилия Ханны Арендт». Сергей провёл сравнительный анализ концепции насилия Х. Арендт, представленной, прежде всего, в её работе "On violence" (1970), с другими наиболее значимыми теориями насилия того времени: учением о насилии Карла Шмитта, представленное в его работе «Диалог о власти и доступе к властителю», или концепцией Вальтера Беньямина, изложенной в работе «К критике насилия». Особое место в докладе было отведено рассмотрению феномена войны, который является своего рода квинтэссенцией насилия, и именно на примере войны нагляднее всего можно увидеть проявление всех типов насилия, которые выделяли вышеперечисленные философы.

 

Арсений Куманьков выступал в формате видео-обращения с докладом «Философия войны Х. Арендт». В сообщении был поставлен вопрос, какое место занимает тема войны в политической мысли Арендт и можно ли говорить об этом германо-американском мыслителе как о философе войны. Понятие войны Арендт было сопоставлено с классическим определением Карла Клаузевица. Кроме того, было указано на парадоксальность трактовки Арендт войны как деятельности полезной в некоторых обстоятельствах – война как чрезвычайное положение может открыть путь к столь ценной для Арендт области свободы.