Ридинг-семинар НУГ. Ж. Бодрийяр "Дух терроризма"
12 апреля 2016 года прошел ридинг-семинар научно-учебной группы по изучению философии войны по статье Ж. Бодрийяра "Дух терроризма".
Работа французского мыслителя написана на основе осмысления терактов 11 сентября 2001 года, и её можно назвать одной из первых теоретических философских рефлексий феномена современного терроризма.
В качестве главной причины появления терроризма и его катализатора Бодрийяр отмечает процесс глобализации; по мнению автора, террористический акт - это протест против глобализации, "террор против террора", фундаментальный антагонизм, так как в лице терроризма происходит символическое столкновение глобализации с самой собой. Кроме того, данный вид антагонизма философ именует четвертой мировой войной: первая мировая война положила конец эпохи колониализма, вторая ознаменовала конец эпохи нацизма, третья - эпохе коммунизма (приведёт ли продукт глобализации, терроризм, к окончанию эпохи глобализации?).
Также, в ходе дискуссии была обсуждена проблема асимметричности террора, которая заключается в том, что смерть террориста становится абсолютным оружием, принимает символическое значение, является "духом терроризма": смерть ознаменовала символическое уничтожение системы, что и отражено в разрушении башен-близнецов Всемирного торгового центра при террористической атаке.
Участниками дискуссии были подняты проблемы имморальности терроризма (неправильное понимание и соотнесение в западном мире Добра и Зла) и неэффективности военных операций. Их провал заключается в нескольких факторах:
- неправильное понимание символического значения смерти (чаще всего её связывают либо с мученичеством, либо с обменом на место в раю);
- возникновение избытка реальности (невозможность обнаружения очага террористического действия и его потенциальных исполнителей, поэтому каждый человек находится под подозрением);
- искажение образов в СМИ (реальность события или фикция?).
В конце своей статьи Бодрийяр, перефразируя Клаузевица, пишет о том, что война - это "...продолжение отсутствия политики другими средствами", что остается открытым и актуальным вопросом для обсуждения.