Лекция А.В. Муравьёва "Пространство войны в фундаменталистском исламе: от ибн Таймийи до современности".
6 октября 2016 года на семинаре НУГ по изучению философии войны выступил Алексей Владимирович Муравьев с докладом "Пространство войны" в фундаменталистском исламе: от ибн Таймийи до современности.
В исламской философии тема войны – неоднозначна.
Ибн Таймийя – влиятельный арабо-мусульманский теолог, толкователь Корана, автор более 500 сочинений. В течение жизни не раз попадал в тюрьму в связи со своими религиозными и политическими взглядами. Ибн Таймийя выступал против привнесения в ислам элементов фальсафы, критиковал рационализм калама и сравнение Аллаха и его творений, отрицал божественные атрибуты. Главная политическая идея арабского мыслителя – синтез государства и религии; более того, отрицал необходимость существования халифата и одного халифа. В своём докладе А.В. Муравьев продемонстрирует влияние идей Ибн Таймийи на современные представления, господствующие в фундаменталистском исламе и салафизме.
Подробный конспект доклада приводится ниже.
Понятие Terror можно понимать в двух смыслах: 1) страх - акты устрашения, местный продукт. 2) политика ИГ
Террор - ahrab
Война – harb (бой), jihad (прилагать усилие), fitna (восстание гр.война одних мусульман с другими)
Futuhat – буквально «открытие», завоевание арабами земель
Джихад – усилие, борьба со злом.
Какая война допустима. Почти никакая.
Takfir - // Kafir // kufr – процедура объявления кого-то отступником
Люди, не знающие истины – неведующие. Их надо обращать к истине. Люди, отказавшиеся от истины, - отступники, значит, они достойны смерти. Евреи и христиане – не кафиры.
Чтобы вести войну, надо определить его как кафира.
Христиане – подзащитные люди.
В Коране есть идея порчи – первоначальное учение христиан сами христиане испортили.
Ибн-Таймия
XIII в. – арабский мир, Сирия, завоёван мусульманами.
Встаёт вопрос – почему победы даются не правоверным.
Весь мир поделён надвое. Одна часть – дар аль ислам (территория ислама), большая часть – дар ар харб (территория войны).
Территория войны – территория, где живут кафиры или харби (те, с кем можно воевать).
После монгольского завоевании появляется новая область, новый вопрос – считать ли монголов кафирами или нет, это территория мира, договора или нет.
Ибн-Таймия – естественное состояние (жизнь государства по шириату), неестественное (принимают Коран, но не живут по шириату). Ибн-Таймия говорит, что монголы не приняли шариат, поэтому они кафиры, с ними война.
Современные фетвы ДАИШа, ваххабитов наследуют эту логику. Если христиане и евреи хулят Бога, пророка – можно нападать на них. Они перестают быть подзащитными.
Но это маргинальная концепция.
Кроме того, Ибн-Таймия не идеолог терроризма, а идеолог тирании, жёсткой полит.власти. Но сейчас проводятся попытки приспособить его теорию к типологически западному способу борьбы за свободу или что-л. ещё – т.е. для оправдания современных терактов.