• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Седьмая чукотская экспедиция в село Амгуэма: лучше поздно, чем никогда

С 31 июля по 30 августа 2022 г. прошла седьмая экспедиция по изучению и документации чукотского языка в село Амгуэма. Накануне очередной экспедиции, которая должна состояться в июне–июле 2023 г., рассказываем об опыте прошлого года.

Лингвистические экспедиции Вышки на Чукотку проходят с 2016 г. каждый год, за исключением ковидного 2020-го (при этом в 2019 г. состоялось две экспедиции, одна из которых индивидуальная). Каждый раз это одно и то же время года — лето. Каждый раз одно и то же основное место работы — село Амгуэма Иультинского района Чукотского автономного округа, расположенное на правом берегу одноимённой реки. При этом каждая следующая экспедиция очень не похожа на предыдущие. Каждый раз это новый опыт. В 2022 году тоже очень многое было по-новому.

Путь

Путь из Москвы в Амгуэму включает три основных этапа: сначала нужно долететь до Анадыря — точнее, до международного аэропорта Анадырь (Угольный) имени Ю. С. Рытхэу, расположенного вблизи пгт. Угольные Копи, на другом берегу Анадырского лимана, — затем нужно добраться до пгт. Эгвекинот, административного центра Иультинского района, наконец, после этого предстоит преодолеть 91 километр по так называемой Иультинской трассе (автомобильной дороге Иультин — Эгвекинот, построенной в 1940–1950-х гг. заключёнными Чукотстройлага) до самого села Амгуэма. На каждом из этапов, в первую очередь на втором и на третьем, возможны сложности и долгие дни ожидания. До Эгвекинота можно добраться как по воздуху (в аэропорт Эгвекинота «Залив Креста» каждый будний день, если позволяют метеоусловия, из столицы округа осуществляются пассажирские рейсы самолётами DHC-6 Twin Otter или иногда в случае замены борта вертолётами Ми-8 или  самолётами Ан-26), так и по воде (в морской порт Эгвекинот в период навигации с июля по сентябрь выполняются пассажирские рейсы на теплоходе «Капитан Сотников»).

Последнюю опцию как раз и выбрали мы при подготовке экспедиции прошлого года. У части из нас уже был опыт путешествия на «Капитане Сотникове» в самой первой экспедиции на Чукотку, и мы понимали, чего ждать, и знали, что качка и долгая дорога без возможности нормально поспать искупаются невероятными видами и шансом увидеть издалека китов или хотя бы их фонтаны. План был первоклассный и предполагал практически «бесшовную» дорогу из Москвы в Амгуэму менее чем за двое суток: восьмичасовой ночной перелёт в аэропорт Анадыря, трансфер из аэропорта через Анадырский лиман на другой берег, ночной переход на теплоходе «Капитан Сотников», переезд в тот же день на рейсовом вахтовом автобусе из Эгвекинота в Амгуэму. Транспортное планирование на Чукотке — вещь ненадёжная, и изначальные схемы почти всегда приходится модифицировать уже по ходу дела, что требует гибкости и запаса времени. К тому, что малая авиация и другой транспорт зависит от погодных и дорожных условий и рейсы могут откладываться и переноситься по несколько дней подряд, мы привыкли. Но о том, что перенос рейса может быть не только вперёд, но и назад, мы не подозревали.

На «Сотникова» нельзя купить билеты заранее или через интернет, но у нас, как и в 2016 г., была договорённость с Анадырским морским портом. Мы делали официальный запрос и высылали список всех участников группы и необходимые даты и получили подтверждение. 1 августа 2022 г. мы добрались до Анадыря, оставался примерно час до планируемого времени начала погрузки на корабль, но «Сотникова» на пассажирском причале не было. Оказалось, он ушёл в Эгвекинот на пару дней раньше, о чём никто даже не предупредил, а следующий рейс по тому же маршруту ожидался примерно через две недели. В итоге мы снова поехали на «Камчатке» обратно через лиман, чтобы поселиться ближе к аэропорту и попытать в следующие дни счастья там, хотя билетов у нас не было, купить их накануне невозможно, а желающих улететь в это время всегда больше, чем мест. А на «Сотникове» в этот раз удалось сходить только одному из нас, Лёше Старченко, который по плану должен был ехать на день позже остальных, но из-за болезни поехал позже почти на две недели. Остальной группе посчастливилось улететь по частям, в основном через т. н. «подсадку» (когда до последнего момента не знаешь, сможешь ли сесть на борт, и билет тебе продают, когда уже зарегистрировались все пассажиры с билетами, и то если повезёт, и ты окажешься в верхней части листа ожидания), вплоть до вечера пятницы той же недели. Мы не будем подробно пересказывать дальнейшее, но предлагаем вам представить наши задачи: сначала нужно долететь по одному-два-три человека на маленьких бортах из анадырского аэропорта до аэропорта Эгвекинота, потом, если в этот день нет рейсового автобуса в нашу Амгуэму, ночевать в Эгвекиноте и терять рабочие дни (а там не всегда есть места для ночлега), либо искать способы доехать до посёлка на машине (а прямолинейный вариант с такси стоит больше десяти тысяч за полтора часа дороги). Так или иначе, с помощью удачи, наших друзей и администрации Иультинского района мы всё-таки добрались до места.

Как уже можно понять из нашего длинного рассказа, на транспортное планирование могут повлиять самые разные обстоятельства. Но на обратном пути из экспедиции в Москву мы выяснили, что и сами жители Чукотки, возможно, не всегда с ним справляются, а удача может быть неожиданно и на нашей стороне. Итак, обратный путь: из Амгуэмы в Эгвекинот автобусом (а без помощи наших дорогих учителей и их друзей на него нам и не попасть было бы!), из Эгвекинота в Угольные копи по воздуху, потом пара-тройка свободных дней в соседнем Анадыре — и снова в аэропорт на московский рейс. Только вот между большим столичным Анадырем и его аэропортом «Угольные копи» путь только по воде Анадырского лимана. Наш последний день в столице Чукотки был тихим, солнечным и тёплым, но разумные руководители экспедиции догадались посмотреть прогноз погоды на завтра: холод, дождь и ветер с порывами до 20 м/с. На дневной московский борт обычно разумно добираться из Копей в Анадырь катером в обеденное время, раньше не нужно. Но раз погода ухудшается, море тоже может стать недоступно для транспорта. Дойдя до берега ранним утром, мы нашли серое море с огромными волнами и закрывающийся порт. С немногими пришедшими рано пассажирами мы успели на последний катер «Камчатка», после чего порт был закрыт до следующего утра. А те, кто собирался добираться до аэропорта впритык, как обычно делается, так и остались в Анадыре — наблюдать с другого берега залива, как вылетает в Москву их самолёт. Поскольку в Эгвекиноте сразу после нашего вылета погода резко ухудшилась и все рейсы были отменены, некоторые из тех, с кем мы должны были лететь в Москву, остались даже не в Анадыре, а в Эгвекиноте. Так что московский самолёт, впервые на нашей памяти, летел почти пустой — занята была едва ли шестая часть мест.

Работа

Долгая дорога не помешала экспедиции этого года дать множество научных результатов. Некоторые участники разрабатывали темы, которые не были или практически не были изучены современным чукотоведением. Среди них поведение глагольных аугментативов — суффиксов, выражающих сложный сплав из значений неодобрения, негативной окраски действия и интенсивности его протекания, а также особенности аспектуального суффикса -jw, который иногда выражает, что действие происходит со многими дополнениями, а иногда — что оно было длительным или интенсивным. Было начато исследование особенностей условного наклонения в амгуэмском диалекте. Особенно интересные результаты, уточняющие и частично опровергающие анализ предыдущих исследователей, были получены для чукотских погодных конструкций. Изучались и темы, начатые в прошлые годы: были собраны новые данные о чукотских вопросительных местоимениях, отглагольных существительных и комитативных конструкциях, выражающих значение взаимности и показывающих уникальный для чукотского синтаксис. Кроме того, удалось записать и разобрать много историй, рассказанных на чукотском языке.

Хотя изучение языка было главным делом экспедиции, мы занимались не только им. По традиции, возникшей в прошлом году, каждый вечер заканчивался полевым дневником — обсуждением того, что удалось узнать за день про чукотскую культуру. Наши чукотские учителя рассказывают о самых разных аспектах современной и традиционной жизни: об оленеводстве, о чукотских именах, о способах приготовления еды, о традиционных праздниках, и мы не теряем эти рассказы. Если они приглашают нас посмотреть на работу нового цеха по выделке шкур или на забойный пункт, порыбачить или собрать в тундре ягоды, мы никогда не отказываемся, потому что и язык, и культура богаче и естественнее всего не на форумах и конференциях, а в обычных повседневных делах, которые за последнюю сотню лет изменились не так сильно.

Досуг

Кроме научных и культурных открытий нынешняя экспедиция была богата… праздниками! Части участников, как это обычно и происходит, удалось принять участие в дне коренных народов в Эгвекиноте. Потом одной из экспедиционеров удалось побывать на традиционном празднике Молодого оленя: провести два дня на стойбище, поучаствовать в традиционных чукотских обрядах.

А перед самым отъездом прошёл праздник у яранги, на который собрались все мы, учителя, некоторые их родственники и просто жители села Амгуэма. Если в предыдущие годы учителя приглашали нас на проводы в гости, то на этот раз хозяевами стали мы. Подготовка началась ещё накануне: было приготовлено целых пять пирогов — рекорд, который сложно будет побить! В день праздника часть из нас встретила раннее утро в яранге: нужно было принести воды, подготовить дрова, затем сварить мясо и уху и напечь традиционных лепёшек кавкав, подготовить место для проведения застолья. Гости тоже приходили не с пустыми руками: рыба, мясо моржа, домашний пирог — сложно было найти место на столе, чтобы всё расположить. Потом наступило время для музыки: учителя играли на бубне и пели, мы исполняли подготовленные номера для учителей и тоже получили возможность поимпровизировать с бубном. Конечно, праздник не обошёлся без игры в чукотский мяч, в которой разделённые на две команды участники пытаются сохранить у себя мяч — других правил в игре нет. На этот раз игра продолжалась рекордное количество времени: будучи её участником, сложно сохранить счёт времени, но наблюдавшие за игрой утверждали, что она продлилась около двух часов! После игры праздник ещё долго не заканчивался — гости постепенно расходились до самого вечера.

***

Экспедиция была поддержана Образовательной комиссией факультета гуманитарных наук и Фондом образовательных инициатив в рамках конкурса «Открываем Россию заново». Мы благодарны Фонду и Образовательной комиссии ФГН, а прежде всего — всем носителям чукотского языка и жителям села Амгуэма, посёлка Эгвекинот и в целом Чукотки, без которых наша работа была бы невозможна. Отдельно выражаем особую признательность Софье Александровне Данилевской за помощь, поддержку и содействие в организации экспедиции.