Антропологическая экспедиция в Республику Коми—2024
С 19 по 28 февраля 2024 года под эгидой Лаборатории социогуманитарных исследований Севера и Арктики состоялась очередная антропологическая экспедиция на север Республики Коми — в Усинский муниципальный округ.
Летом 2023 года сотрудники Лаборатории социогуманитарных исследований Севера и Арктики совместно со студентами различных образовательных программ НИУ ВШЭ провели антропологическую экспедицию в Усинский муниципальный округ Республики Коми и Ненецкий автономный округ. В конце февраля 2024 года исследовательский коллектив практически в том же составе вернулся в Усинский муниципальный округ, чтобы собрать новые полевые материалы и посмотреть, как меняется жизнь в труднодоступных населённых пунктах в зависимости от времени года. Участники экспедиции рассказывают о своих наблюдениях.
С 2019 г. сотрудники и студенты НИУ ВШЭ организуют цикл экспедиций «Этноязыковой ландшафт российского Севера», задачей которого является комплексный анализ социокультурной динамики арктических регионов России. В разные годы экспедиции цикла проводились в Карелии, Мурманской области, Республике Коми, Ненецком автономном округе и Камчатском крае и неизменно приносили исследователям яркие полевые впечатления и богатые исследовательские материалы. В ходе зимней экспедиции в Усинский муниципальный округ участники продолжили изучать темы, которые наметили ещё летом. Среди них нефтяная промышленность, экология, развитие политических институтов, мобильность, этничность, языковая политика, миграции, жизненные стратегии жителей округа.
Участники экспедиции по традиции рассказали о ней в формате коллективного полевого дневника, подчёркивая комплексность проведённого исследования.
Изначально мы планировали, как и летом, разбиться на группы и отправиться в отдалённые сельские поселения вниз по реке Печоре (Щельябож, Захарвань, Денисовка, Мутный Материк и др.). В летний период мы добирались до названных населённых пунктов паромом, в этот раз попасть туда можно было исключительно по снеголедовой дороге или зимнику, то есть по дороге, которую обустраивают при минусовой температуре. Уже в поле мы столкнулись со спецификой мобильности в округе — администрация объявила о закрытии зимника из-за неблагоприятных погодных условий. Нам пришлось экстренно перестраивать планы. Так, большая часть работы прошла в Усинске, где мы и остановились.
Мы сразу же обнаружили, что зимний Усинск достаточно сильно отличается от того, что мы видели летом. Если во время первого нашего визита был так называемый «мёртвый сезон» (многие жители уехали в отпуска), то в этот раз город казался более живым. Это в том числе позволило нам посетить образовательные учреждения, которые не работали летом.
При содействии Управления образования мы побывали в нескольких детских садах в городе и ближайших сёлах, где нам подробно рассказали про работу с детьми дошкольного возраста и особенности этнокультурного воспитания. Мы смогли посмотреть на то, как проводятся занятия, а где-то даже принять непосредственное участие в процессе. Также мы посетили несколько школ в Усинске, Колве, Усть-Усе и Усть-Лыже и смогли много узнать о том, как проходит учебный процесс, а в Усть-Лыже даже смогли поприсутствовать на уроке коми языка.
Пока одна часть команды исследовала образование в Усинске и его окрестностях, другая занималась изучением отношений власти, корпораций и местных сообществ. Мы беседовали с представителями нефтяных компаний, сотрудниками администрации округа и общественниками. В частности, нас интересовала территориальная организация местного самоуправления, а именно — преобразование Усинского городского округа в муниципальный. Кроме того, мы застали переходный период в компании «ЛУКОЙЛ» — укрупнение, в результате которого «ЛУКОЙЛ-Коми» стал частью «ЛУКОЙЛ-Перми». Представители компании по-разному оценивают структурные изменения, но сходятся в том, что «ЛУКОЙЛ» продолжит выполнять обязательства по социокультурному и экономическому развитию округа. Соглашение о социальном партнерстве, подписанное компанией «ЛУКОЙЛ» и Республикой Коми, включает различные экологические, социальные и культурные проекты, такие как строительство детских садов, больниц, сельских домов культуры, очистительных сооружений. Кроме того, компания поддерживает различные этнокультурные праздники и фестивали, такие как «Зарни сюр», «Йöлöга», «Луд» и «Усть-Цилемская горка». Ещё в первый наш приезд мы заметили сильное символическое присутствие «ЛУКОЙЛа» в округе — красно-белое сочетание и узнаваемая эмблема компании часто встречаются в городском ландшафте. Усинский офис «ЛУКОЙЛа» создаёт яркие образы и конструирует образ нефтедобывающего региона, используя эстетику севера. Например, PR-служба компании придумала персонажей Тимана Печорыча (большого медведя в белой каске и красном комбинезоне с эмблемой «ЛУКОЙЛа») и Капельку (маленькую девочку с головой в форме капли нефти), а также разработала брендинг нового жилого комплекса «Лукошко».
«Лукошко» — жилой комплекс, состоящий из трех девятиэтажных домов — «Брусники», «Морошки» и «Черники» — красного, оранжевого и темно-синего цвета соответственно. Это ярчайший пример корпоративного строительства в Усинске. Квартирами владеет «ЛУКОЙЛ» и предоставляет в долгосрочную аренду отличившимся сотрудникам, а часть квартир распределяется администрацией Усинска: помимо сотрудников «ЛУКОЙЛа» в «Лукошке» проживают медработники. Отметим, что это самое современное жилье в Усинске — «Морошка» и «Черника» были сданы всего несколько лет назад, а «Черника» на момент экспедиции срочно достраивалась — в третьем строении комплекса будет размещаться медицинский центр для сотрудников «ЛУКОЙЛа». Любопытно, что «ягодный» брендинг появился уже после постройки части зданий — изначально вообще не планировалось строить три дома, однако запрос оказался выше, было решено создать ЖК в единой форме.
Ещё одна важная тема для Усинска — экология. Летом мы заметили, что экологический дискурс в сёлах и в Усинске отличается. Тогда мы продолжительное время находились в населённых пунктах, многие из которых находятся в непосредственной близости от нефтедобывающей инфраструктуры. Например, особенно часто экологические нарративы встречались в сёлах Усть-Уса, Новикбож и Щельябож, так как рядом с ними находятся нефтяные вышки. При этом, среди жителей существует консенсус — нефтяные компании вредят окружающей среде, но их деятельность — необходимое условие для существования округа. В этот раз нам повезло услышать и точку зрения нефтяников, а также стать свидетелями их диалога с экоактивистами. Этот опыт помог нам понять, что реальное взаимодействие борцов за сохранность окружающей среды с представителями нефтяных компаний более тесное, чем это транслируется в медиа. Плотность связей всех акторов объясняется небольшим населением округа, где несмотря на видимое противостояние экоактивистов и нефтяников, происходит совместная работа, когда дело касается экологических происшествий. Например, они могут сообщить друг другу о нефтеразливе.
Не обошли стороной мы и тему религии. В частности, нам удалось побеседовать с представителями мусульманской и евангелической общин города. Именно в Усинске появилась первая мечеть в Республике Коми, причём раньше, чем здесь построили первый православный храм. Многие прихожане мечети — это мигранты первого или второго поколения из стран Центральной Азии и Кавказа, а также российских регионов с большим количеством мусульман (Татарстан, Чечня, Дагестан и т.д.). Дети мигрантов приезжают вслед за родителями в Усинск, учатся в местных школах и колледжах. Причем классы могут отличаться по уровню этнического разнообразия, а сами ученики — по уровню интеграции в местное сообщество. Если говорить об общине евангелистов, её участники принадлежат к религиозной организации пятидесятников «Эммануил». По воскресеньям в церкви проходит богослужение, где пастор читает проповедь, а прихожане поют псалмы и собирают пожертвование. Евангелисты занимаются благотворительной деятельностью и активно работают с людьми, имеющими алкогольную и/или наркотическую зависимость.
Несмотря на закрытие зимника, мы смогли посетить несколько сёл в округе, а именно — Колву, Новикбож, Усть-Усу и Усть-Лыжу.
Село Колва располагается недалеко от Усинска (20 минут на автомобиле) на берегу одноименной реки. В два дня нам удалось посетить местную начальную школу-детский сад, библиотеку и Дом культуры, в котором мы побывали и на Всеобщем диктанте на коми языке. Кроме того, нам удалось ещё раз поговорить с теми из жителей, с кем мы встречались в прошлой экспедиции. В отличие от Пармы, в Колве гораздо меньше дачных участков, местное население преимущественно состоит из пенсионеров, поэтому связей с Усинском у Колвы меньше, хотя в некоторых случаях детей могут возить в местную школу из Усинска и наоборот. В Колве, как и во многих других деревнях, важна память о развитой в прошлом инфраструктуре и ее последующем угасании. Жители с гордостью вспоминают о том, как во времена Великой Отечественной войны совхоз поставлял на фронт зерно, а после войны, во время строительства Усинска, его жители и жители Пармы закупались в колвинских магазинах. В Колве мы впервые услышали о вариации этнонима и лингвонима «коми-ижемцы»: местные жители называют себя колва-ижемцами по названию реки, как и в случае с рекой Ижмой.
Деревню Новикбож и село Усть-Уса мы уже посещали в летней экспедиции, но в этот раз удалось побывать в местных школах в рабочее время. Усть-усинская школа отличается амбициозностью и активностью: ученики участвуют во всероссийских и республиканских конкурсах, посещают кружки, играют в футбол. В Усть-Усе также есть интернат для детей оленеводов, в котором дети живут с сентября по февраль. Нам не удалось поговорить непосредственно с детьми оленеводов (коих в Усть-Усе и Новикбоже всего девять), однако мы узнали от учителей, что в интернате и школе детям младшего возраста трудно ориентироваться начиная от бытовых мелочей и заканчивая социализацией: например, им неудобно пользоваться шкафом и вешалками, они не привыкли к говядине и свинине, не знают русского языка, им тяжело общаться со сверстниками, однако рано или поздно дети адаптируются. Еще с прошлой экспедиции мы знали, что девочки практически не возвращаются к оленеводству, в отличие от мальчиков. В этот раз мы также узнали, что и родители-оленеводы не всегда хотят, чтобы их дети работали в тундре. Нам также удалось поговорить с двумя чумработницами из Усть-Усы: они рассказали нам, как устроены маршруты миграций, связь и быт оленеводов на данный момент.
В 6 километрах от Усть-Усы расположена деревня Новикбож. Отдельный транспорт между населенными пунктами не ходит; чтобы добраться из Усть-Усы до Новикбожа нужно ловить автобус, следущий из Усинска. Новикбож считается комиговорящей деревней, в чем, кстати, мы убедились, ещё не успев доехать до места, — несколько наших попутчиков в автобусе из Усинка до Новикбожа говорили между собой на коми. В условиях централизации власти Новикбожу становится все труднее отстаивать свою самостоятельность. Администрации в деревне нет — она находится в Усть-Усе — однако продолжают функционировать Дом культуры, а также детский сад и начальная школа, которые располагаются в одном здании — говорят, так детям легче адаптироваться в первом классе. Местные жители уверены, что деревня живет, пока в ней есть дети, поэтому возможное закрытие школы вызывает большую тревогу.
Во время летней экспедиции нам не удалось побывать в селе Усть-Лыжа, но в зимний приезд мы смогли добраться до него и до деревни неподалёку — Акиси. Так же как до сёл на реке Печоре, в летнее время из Усинска до Усть-Лыжи можно добраться по реке, а в зимнее – по зимнику.
В Усть-Лыже мы побывали в образовательных учреждениях — детском саду и школе, где много узнали про организацию учебного процесса, сдачу экзаменов и жизненные стратегии выпускников. В детском саду нам показали, какие этнокультурные игры проводятся с дошкольниками в коми керке — обустроенной воспитателями комнате в стиле традиционной коми избы. В школе же мы смогли попасть на урок коми языка, где смогли непосредственно поучаствовать в образовательном процессе.
Помимо этого, мы побывали в Доме Культуры, в котором узнали об организуемых мероприятиях и особенностях участия в грантовых конкурсах, а также в библиотеке, где нам рассказали об истории села и показали комнату-музей, в которой были представлены старинные и современные предметы быта жителей села.
Одной из тем, которая нас заинтересовала, была транспортная доступность и связь Усть-Лыжи с близлежащими населенными пунктами. В отличие от сёл, находящихся ниже по течению Печоры, проблема труднодоступности во время «распутицы» не так остро стоит перед жителями Усть-Лыжи, так как практически круглый год существует возможность добраться по всесезонной дороге до города Печора — довольно крупного города, административного центра одноименного муниципального района, соседствующего с Усинским муниципальным округом. Усть-Лыжа и город Печора находятся по разные стороны реки Печоры, поэтому для переправы через реку жителями используется понтонный мост, который убирается только на 1–2 месяца в году — благодаря доступности Печоры для многих жителей села именно этот город является важным пунктом для решения бытовых вопросов. В Усинск же люди ездят по различным делам, связанным с документами, так как он является центром муниципального округа. Так как большая часть жителей села занята на вахтах, то вопросы с документами иногда решаются «по пути», когда люди приезжают в Усинск перед тем, как дальше поехать на вахту.
Сразу же после возвращения из экспедиции продолжились исследовательские семинары группы, на которых обсуждаются полевые материалы, исследовательские темы, будущие научные публикации и участие в конференциях. И, конечно же, следующие экспедиции цикла, необходимость которых стала ясна нам уже в поле.
Полевая команда выражает благодарность программе исследовательских экспедиций НИУ ВШЭ «Открываем Россию заново» за финансовую поддержку экспедиции. Кроме этого, мы благодарим всех представителей органов власти и сотрудников учреждений, помогавших нам в работе; отдельная благодарность — Елене Владимировне Шарафетдиновой и Людмиле Юрьевне Беляевой. Мы благодарны всем жителям Усинского муниципального округа за открытость, отзывчивость и готовность делиться с нами историями своей жизни.