Сотрудники лаборатории в саамской экспедиции
Антон Бузанов, Александр Сергиенко и Всеволод Поцелуев поучаствовали в саамской экспедиции.
В августе прошла экспедиция по документации кильдинского саамского и сколтта-саамского языков в селе Ловозеро и посёлке Верхнетуломский на Кольском полуострове. В ней приняли участие наши стажёры-исследователи: Александр Сергиенко, Всеволод Поцелуев и Антон Бузанов, который является руководителем этой экспедиции. Антон и Саша занимались изучением морфонологических чередований в саамских словоформах, собирали парадигмы именного словозименения (падежную и посессивную). Саамские языки известны тем, что являются очень флективными – то есть несколько грамматических значений выражаются в рамках одной морфемы. Кроме простых флексий в саамских идиомах присутствует ещё и внутренняя, которая значительно усложняет работу с языком.
Это была первая экспедиция, которой мне довелось руководить. Кроме лингвистических сложностей сразу появились ещё и бюрократические. Составить смету, получить аванс, заполнить и сдать отчёт, внести остаток, дождаться компенсации – всего этого никогда не видно в результатах полевой работы, но без этого никуда. Но благодаря моим коллегам по экспедиции всё прошло довольно гладко.
Кроме кильдинского саамского, который мы изучаем уже несколько лет, в этом году мы поехали к последней в России носительнице сколтта-саамского языка. Работать с ней было совершенно прекрасно. А ещё мы посмотрели Верхнетуломский и искупались в речке.
Сева же занимался изучением саамского отрицания – в первую очередь особенностями его согласования.
В моей жизни кильдинский саамский это третий язык, который я изучаю в качестве полевого лингвиста. И конечно же эта экспедиция отличается от всех других: до этого я был в хантыйской и горномарийской экспедициях. Оба этих языка, когда я начинал ими заниматься, были уже довольно хорошо изучены при чём в разных теоретических подходах! Можно было брать из литературы почти любую передовую идею и начинать с ней плодотворно работать.Опыт изучения саамского языка для меня складывается совсем иначе. Мало того, что кильдинский саамский язык не слишком широко представлен в литературе; формальное теоретизирование на материале кильдинского саамского как будто бы отсутствует вовсе. Этим и был продиктован выбор моей нынешней темы: отрицание. Отрицание может являться тестом на многие синтаксические явления, но чтобы понять как такой тест применять, нужно знать как отрицание собственно устроено, а это не такой тривиальный вопрос как могло бы показаться.Экпедиционный коллектив саамской экспедиции оставляет совершенно другое послевкусие в отличие от хантыйской экспедиции. У саамской экспедиции была непростая история: у неё менялся руководитель, за годы ковида в ней сменилась большая часть участников. Кроме того, в этой экспедиции нет регулярных донаборов участников из числа первокурсников, то есть большая часть экспедиционеров пришла в этот проект уже сформировавшимися исследователями: им интересны конкретные темы, которые довольно слабо (пока) пересекаются. Из-за этого я чувствовую довольно сильную ответственность за свою тему: если я не сделаю её, вряд ли кто-нибудь в рамках нашего проекта опишет эту часть кильдинского саамского языка.
Поцелуев Всеволод Алексеевич
Научно-учебная лаборатория по формальным моделям в лингвистике: Стажер-исследователь
Научно-учебная лаборатория по формальным моделям в лингвистике: Стажер-исследователь
Поцелуев Всеволод Алексеевич
Научно-учебная лаборатория по формальным моделям в лингвистике: Стажер-исследователь
Сергиенко Александр Александрович
Научно-учебная лаборатория по формальным моделям в лингвистике: Стажер-исследователь
Бузанов Антон Олегович
Научно-учебная лаборатория по формальным моделям в лингвистике: Стажер-исследователь