• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проекты лаборатории

Синтаксис русского языка: информационная структура и порядок составляющих

Хотя русский язык нередко рассматривается как язык со свободным порядком слов, это не вполне верно. На самом деле большинство изменений порядка слов отражается на информационной структуре высказывания, а некоторые преобразования также влияют на семантику высказывания и/или тесно связаны с синтаксическими особенностями составляющих.

Например, порядок слов даёт существенную информацию о структуре сентенциальных актантов в сопоставлении с именными. Для сентенциальных актантов существенно ограничено появление в позициях, характерных для темы высказывания (например, инфинитивный актант рыбачить сомнителен в позиции типа ?Как может рыбачить кому-то не понравиться?, где допустим именной актант рыбалка -ср. Как может рыбалка кому-то не понравиться).

В рамках данного проекта мы исследуем связи между порядком составляющих, их грамматическим типом и информационной структурой высказывания.

Информационная структура и сфера действия операторных выражений

Разные типы фокуса по-разному взаимодействуют операторными выражениями — отрицанием, кванторами, прилагательными в превосходной степени, “адъективными операторами” (первый, последний) и т. д. Если исходить из того, что высказывание должно интерпретироваться композиционально, то относительная сфера действия операторных выражений должна отражать их различный иерархический ранг в синтаксической структуре высказывания. Таким образом, одна из из задач проекта — выявление и теоретическое объяснение связей фокуса и сферы действия операторов.

Семантика фокусно-чувствительных элементов

Известно, что при наличии в высказывании некоторых лексических единиц (например, частиц типа только  или даже) информационная структура высказывание влияет на его значение (условия истинности). Такие лексические единицы называются фокусно-чувствительными элементами, или, менее формально, фокусными частицами. В рамках данного направления исследований планируется, во-первых, описать с формальной точки зрения семантический вклад в значение высказывания некоторых фокусно-чувствительных элементов в русском и некоторых других языках (горномарийский, западный хантыйский, чукотский), а во-вторых, исследовать их способ ассоциации с фокусом — то есть тот механизм, благодаря которому в процессе синтаксической деривации устанавливается связь между соответствующим элементом и фокусом (ремой) высказывания.

Референция языковых выражений и их информационный статус

При классическом подходе к категории определенности в языке предполагается, что некоторые формально-семантические характеристики языковых выражений ассоциированы с грамматически обязательными средствами кодирования. При этом в рамках классического формального подхода определенность связана с пресуппозицией существования и единственности (или, согласно некоторым подходам, исчерпывающего множества). Как показывает материал ряда языков, грамматические средства, ассоциированные со значением определенности, (аффиксы винительного падежа, посессивные показатели и др.), устроены семантически гораздо сложнее — они могут не соответствовать пресуппозиции единственности или исчерпанности. Та или иная интерпретация языковых выражений с точки зрения их референциальных свойств нетривиальным образом соотносится с информационным статусом этих языковых выражений. Таким образом, в рамках данного направления предполагается изучить, какие семантические ингредиенты следует учитывать при формальном описании референциальных свойств языковых выражений, с какими синтаксическими свойствами соответствующих составляющих данные референциальные свойства могут соотноситься, каким образом, в рамках формальной модели можно описать соотношение информационного статуса, дискурсивной связанности и референциального статуса языковых выражений. 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.