• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мерёз Дидье. Захватывающий дух Любимова

«La Croix». 19 июля 2000 года

Благородный Любимов! Про него говорили: превосходный, совершенный, постаревший, музейный экспонат, навсегда вошедший в историю и словари.

В 1964 году он основал театр, который станет легендарным за пределами Советского Союза – Таганку (Москва). Он будет одним из властелинов европейской сцены – благодаря наиболее знаковым спектаклям, о которых счастливые избранные, их видевшие, вспоминают до сих пор: «Мастер и Маргарита» (1977) [1], «Преступление и наказание» (1979) [2], «Бесы» (1985) [3]…

Отправленный в ссылку в 1984 году на волне брежневского застоя, лишенный гражданства, он воссоединится с Москвой и Таганкой лишь через четыре года, уже под покровом перестройки [4]. Однако в неспокойной стране, где он возобновит свое подцензурное творчество, труппа окажется расколота, и лишь часть актеров поддержит его.

Он сам своего рода ветеран войны. Пройдет немного времени – и ему будут советовать уйти в отставку. В его возрасте! Не тут-то было. В 83 года Юрий Любимов живее всех живых [5]. Теперь в Авиньоне с «Маратом/Садом», созданным в Москве за два года до этого, он демонстрирует поразительную живость [6].

Бунтарский спектакль, где смешиваются рок, джаз, опера и цирк [7]

Взяв за основу пьесу, написанную Петером Вайсом в 1960-х гг., он превращает представление про Марата и его смерть из произведения, написанного Садом для обитателей психиатрической лечебницы в Шарантоне [8], в веселый и радостный праздник, где смех, честно говоря, может обернуться горечью. Надо видеть, как он стоит посреди публики, освещая каждого персонажа фонариком, который держит в руке. Надо видеть, как он, с озорным, но решительным взглядом, и подчиняется и приказывает команде чудесных актеров, действуя как дирижер [9].

А что в итоге? Спектакль – дьявольски бунтарский, странный, играющийся под звуки живой музыки: в ритмах джаза и рока, с оперными ариями (смех!) и пением Пиаф, с цирковой акробатикой и чечеткой [10], – и всё это за решеткой, предназначенной защищать публику от столкновения с безумцами [11].

Однако за представлением под барабанную дробь персонажей (актерский состав не имеет себе равных: Феликс Антипов – директор Шарантона [12], Александр Цуркан – Марат [13], Валерий Золотухин – Сад [14], Владислав Маленко – «Автор» [15], Александр Фурсенко – Петух [16] и, конечно, Ирина Линдт – Шарлота Корде [17]) – серьезные размышления о Революции и Истории, о панегириках в их честь, которые и должны бы исполняться, да не исполняются, о триумфализме Запада, впадающего из гордости в гордыню. И левые, и правые – оба лагеря получили по заслугам [18]. Они оправданы только с художественной точки зрения, тут не до политкорректности.

Рассматривается вопрос о французском турне

Это смущает пуристов художественного театра? Возможно... Но почему стоит считать, что непоследовательный Отель д’Эроп, продолжающий историю показа девяти спектаклей [19] на темы Европы и стран Востока, которые были представлены на том же фестивале на фабрике Вольпони [20] девятью «молодыми» режиссерами – русским, польским, литовским (…) – зрителям, распределенным по разным группам, каждой из которых руководил мнимый провокатор [21], должен теперь показать неудачную копию того, что делалось двадцать или тридцать лет тому назад…

Даже очень красивая, очень тонкая, очень умная «Ивонна, принцесса Бургундская» Гомбровича, поставленная восходящей звездой польской сцены – Гжегожем Яржиной [22] (которому всего только 31 год!), несмотря на исключительно удачную постановку, лукаво академична [23]!

После Авиньона Юрий Любимов и «Марат/Сад» должны были вернуться в Россию без каких-либо перспектив [24]. Но поговаривают, будто бы в связи с успехом на фестивале рассматривается вопрос об их французском турне. Ждем с нетерпением!

Дидье Мерёз

Примечания

[1] Спектакль, ставший одной из визитных карточек Театра на Таганке, первой в СССР постановкой одноименного романа М.А. Булгакова.

[2] Ю.П. Любимов 6 раз ставил роман Ф.М. Достоевского. Впервые, в 1978 г., на будапештской сцене. Здесь имеется в виду спектакль на сцене родного театра режиссера на Таганке – спектакль 1979 г. Следующая постановка романа состоится в Лондоне в 1983 г. и станет в каком-то смысле рубежной; на пресс-конференции перед премьерой Любимов резко выскажется о происходящем в его родной стране, что будет стоить Любимову советского гражданства. Следующие спектакли в США и Европе режиссер поставит во время вымышленной эмиграции.

[3] Спектакль по одноименному роману Ф.М. Достоевского, поставленный в Лондоне. Спектакль совершит затем европейское турне, а в 2012 г. Ю.П. Любимов поставит «Бесы» в Москве, на сцене Театра им. Евг. Вахтангова.

[4] Любимов приехал в Москву сначала на 10 дней в мае 1988 г., а затем в 1989 г. вернулся окончательно, после чего ему было возвращено советское гражданство и руководство Театром на Таганке.

[5] Уже Роман Должанский в рецензии «Эстетика Таганки выпала в осадок» (1998) называет «Марат/Сад» «самым живым и энергичным спектаклем постопальной Таганки», театральное устройство отмечает как «заправленное изрядным количеством витального сценического топлива», а руководителя Таганки – обладателем великого запаса сил (см. Должанский Р. «Эстетика Таганки выпала в осадок» // Коммерсант. 1998. С. 10).

[6] В письме от 1966 г. руководство Театра на Таганке просит у Министерства культуры СССР разрешения на постановку спектакля «Марат и маркиз де Сад» (сокращенное название «Марат – Сад» или «Марат/Сад») по пьесе немецкого драматурга Петера Вайса «Преследование и убийство Жана Поля Марата, разыгранное обитателями психиатрической лечебницы в Шарантоне под руководством маркиза де Сада» (1964) в переводе Льва Гинзбурга, однако пьеса не проходит цензуры, спектакль удается поставить только через 20 лет – в 1998 г. на Малой сцене Театра на Таганке (см. Михалёва Э.Петер Вайс на сцене Театра на Таганке // Вагант. 2002. № 7, 8, 9. С. 152–154). Впервые Театр на Таганке обратился к творчеству Петера Вайса в 1967 г. – это была пьеса «Дознание», постановкой которой занимался Петр Фоменко, который, отказавшись от следования стилистике Театра Любимова, был вынужден покинуть Таганку (см. Шендерова А.Кто ушел с «Таганки»/ мат. подгот. Александра Солдатова и Елена-Рита Паймакова // журнал ТЕАТР. 2012. № 5). Тема революции важна Юрию Любимову и Петеру Вайсу как ровесникам революции. Спектакль «строится как диспут о революции – диспут между революционером маркизом де Садом (в спектакле его играет Валерий Золотухин) и садистом Жаном Полем Маратом (Александр Цуркан)», проводятся параллели между французской и русской революцией через народ, «радостно выкликающий имя Марата», образ «воров, которые взлетают на волне революции» и Наполеона – «малоостроумной пародии на генерала Лебедя». Место действия – психиатрическая лечебница – также символично: по словам Юрия Любимова, «Вся Россия – большая психушка» (см. Ситковский Г.«Музыка революции» // Независимая газета. 1998. С. 7). Хлесткие «реплики типа “вор под топор посылает вора”» («будто из выпусков новостей»), «Революцию нашу изгадили!» или «я лично тоже стою за ломку, но надо сперва подстелить соломку» («манифест сторонников более осторожного вхождения в рыночную экономику») делают политический театр Любимова актуальным как в 70-е, так и в 90-е (см. Должанский Р. «Эстетика Таганки выпала в осадок» // Коммерсант. 1998. С. 10).

[7] «А также рэп, джаз, русские народные перепевы, речитатив…», – перечисляет Глеб Ситковский в рецензии «Музыка революции» (1998), иллюстрируя «музыкальное и ритмическое буйство» любимовского спектакля (см. Ситковский Г.«Музыка революции» // Независимая газета. 1998. С. 7). Неслучайно Роман Должанский в рецензии «Эстетика Таганки выпала в осадок» утверждает, что «броский стих и ясная рифма пьесы, ее свободная, построенная на контрапунктах композиция, допускающая и “цирковую”, и джазовую импровизацию, удачно совпали с таганковской эстетикой вольного сценического монтажа» (см. Должанский Р. «Эстетика Таганки выпала в осадок» // Коммерсант. 1998. С. 10).

[8] Самый известный пациент Шарантона – маркиз де Сад, пьесу которого о Великой французской революции разыграли пациенты психиатрической лечебницы (см. Никифорова В. «Юрий Любимов подтвердил свой класс». 1998. С. 7). Юрий Любимов создает «театр в театре»: шарантонские пациенты «играют пьесу де Сада об убийстве Марата Шарлоттой Корде» (см. Должанский Р. «Эстетика Таганки выпала в осадок» // Коммерсант. 1998. С. 10). Валерий Золотухин – «актер-виртуоз и де Сад – лицедей-виртуоз» (см. Мальцева О.Заключение // Юрий Любимов. Режиссерский метод. М.: АСТ, 2010).

[9] Образ Любимова, дирижирующего спектаклем «своим знаменитым фонариком за спиной у публики», встречается уже в рецензии Глеба Ситковского «Музыка революции» (см. Ситковский Г.«Музыка революции» // Независимая газета. 1998. С. 7). Роман Должанский в рецензии «Эстетика Таганки выпала в осадок» (1998) реконструирует роль Юрия Любимова в показе спектакля: «На премьерных спектаклях Любимов сидел среди зрителей, в четвертом ряду», «дирижировал лучом давно вошедшего в театральную историю фонарика», «яростно давал отмашку эпизодам» и «стал отбивать степ одновременно с актерами» (см. Должанский Р. «Эстетика Таганки выпала в осадок» // Коммерсант. 1998. С. 10).

[10] Как пишет Виктория Никифорова в рецензии «Юрий Любимов подтвердил свой класс» (1998), «Странная чечётка, которую отбивают пациенты вокруг “Марата”, ничего не говорит разуму, но завораживает подсознание», т.о. чечетка становится приемом с гипнотическим воздействием на публику (см. Никифорова В. «Юрий Любимов подтвердил свой класс». 1998. С. 7).

[11] Спектакль идет за решеткой, чтобы «не дай бог, не повредить “нормальной” публике» (см. Никифорова В. «Юрий Любимов подтвердил свой класс». 1998. С. 7). Аудитория «морщится от ушераздирающего звука, который издают, падая, несмазанные решетки, обозначающие границу Шарантонской больницы» (см. Ситковский Г.«Музыка революции» // Независимая газета. 1998. С. 7).

[12] Заслуженный артист РСФСР и народный артист России, Ф.Н. Антипов, кроме директора Кульмье в спектакле 1998 г. «Марат и маркиз де Сад», играл в других спектаклях Любимова, в том числе, Лиходеева в постановке «Мастер и Маргарита» (1977) и Мармеладова в спектакле «Преступление и наказание» (1979) и т.д. В «Марат/Сад» Антипов, «мягко усмехаясь, предлагает зрителям пройти курс лечения вместе с “пациентами”» (см. Никифорова В. «Юрий Любимов подтвердил свой класс». 1998. С. 7).

[13] Александр Цуркан (род. 1960, актер в труппе Театра на Таганке с 1994 по 2001 г.) в 1994 г. только закончил с отличием курс Ю.П. Любимова.

[14] Заслуженный артист РСФСР и народный артист России, В.С. Золотухин работал в Театре на Таганке актером с 1964 по 2013 гг.; кроме Маркиза де Сада в спектакле 1998 г. «Марат и маркиз де Сад», играл, в том числе, Мастера в спектакле «Мастер и Маргарита» (1977) и многих других героев.

[15] В.В. Маленко (род. 1971, актер в труппе Театра на Таганке с 1997 г.), кроме Глашатая и Козла в спектакле 1998 г. «Марат и маркиз де Сад», играл, в том числе, Кота Бегемота в постановке «Мастер и Маргарита» (1977).

[16] А.А. Фурсенко (род. 1977, актер в труппе Театра на Таганке с 2006 г.) играл Петуха и Санитара в спектакле 1998 г. «Марат и маркиз де Сад».

[17] Ирина Линдт (род. 1974) – актриса, журналистка по образованию, лауреатка премии «Триумф» за роль Шарлотты Корде в спектакле Ю. Любимова «Марат и маркиз де Сад» (2000). Глеб Ситковский в рецензии «Музыка революции» (1998) характеризует Ирину Линдт как «прекрасную циркачку Шарлотту Корде с развевающейся по воздуху гривой золотых волос» (см. Ситковский Г.«Музыка революции» // Независимая газета. 1998. С. 7), Ольга Мальцева – как «драматическую актрису, певицу, музыканта, циркачку», создающую неоднозначную героиню в соотношении «разных проявлений человеческого потенциала» (см. Мальцева О.Заключение // Юрий Любимов. Режиссерский метод. М.: АСТ, 2010).

[18] «Теперь она [постановка] хлещет и по левым и по правым <sic>, и по либералам, и по консерваторам» (см. Никифорова В. «Юрий Любимов подтвердил свой класс». 1998. С. 7).

[19] В 1997 году Бернар Февр д’Арсье, возглавлявший в то время Авиньонский фестиваль, устроил «Русский сезон», впервые пригласив режиссеров из России, которая, благодаря Перестойке, привлекала тогда внимание всего мира. В Авиньоне было показано девять спектаклей российских, в пошлом советских, режиссеров – это постановки Петра Фоменко, Валерия Фокина, Сергея Женовача,Евгения Каменьковича, Ивана Поповски, Анатолия Васильева, Резо Габриадзе, Камы Гинкаса. Все показы имели громадный успех. Спектакль Ю.П. Любимова был показан в Авиньоне в 2000 году и, таким образом, продолжил историю «Русского сезона».

[20] Авиньонский фестиваль, Отель д’Эроп («Европа») – авиньонский отель.

[21] По-видимому, речь о характере дискуссионных обсуждений спектаклей на фестивале.

[22] Польский режиссер Гжегож Яржина (род. 1968), ученик Кристиана Люпы, ставил пьесу Витольда Гомбровича «Ивонна, принцесса Бургундская» неоднократно, в том числе, в Москве, в Театре Наций, в 2016 г.

[23] Спектакли, приглашаемые на Авиньонский фестиваль, отличаются художественным новаторством.

[24] «Вернувшись в Россию, Любимов долго не мог преодолеть статус внутреннего невозвращенца» (см. Никифорова В. «Юрий Любимов подтвердил свой класс». 1998. С. 7).

 

Источники для примечаний:

1. Валерий Золотухин / Российские актёры // Кино-театр. URL: https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/ros/1644/bio/. Дата обращения: 20.07.2021.

2. Владислав Маленко / Российские актёры // Кино-театр. URL: https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/ros/19094/bio/. Дата обращения: 20.07.2021.

3. Должанский Р. «Эстетика Таганки выпала в осадок» // Коммерсант. 1998. С. 10.

4. Ивонна, принцесса Бургундская // Театр наций. URL: https://theatreofnations.ru/performances/ivonna-printsessa-burgundskaya. Дата обращения: 20.07.2021.

5. Ирина Линдт / Российские актёры // Кино-театр. URL: https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/w/ros/2501/bio/. Дата обращения: 20.07.2021.

6. Мальцева О.Заключение // Юрий Любимов. Режиссерский метод. URL: https://fondlubimova.com/o-yurii-lyubimove/knigi/olga-maltseva-yurij-lyubimov-rezhisserskij-metod/zaklushenie/4/. Дата обращения: 20.07.2021.

7. Михалёва Э.Петер Вайс на сцене Театра на Таганке // Вагант. 2002. № 7, 8, 9. 23 нояб. С. 152–154.

8. Никифорова В. «Юрий Любимов подтвердил свой класс» // Сегодня. 1998. С. 7.

9. Ситковский Г.«Музыка революции» // Независимая газета. 1998. С. 7.

10. Соколова Н. Шесть вариантов «Преступления и наказания». URL: https://hum.hse.ru/lyubimov/sokolova/varianti/prestupl. Дата обращения: 20.07.2021.

11. Любимов, Юрий Петрович // Энциклопедия ТАСС. URL: https://tass.ru/encyclopedia/person/lyubimov-yuriy-petrovich. Дата обращения: 20.07.2021.

12. Феликс Антипов / Российские актёры // Кино-театр. URL: https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/ros/6589/bio/. Дата обращения: 20.07.2021.

13. Шендерова А.Кто ушел с «Таганки»/ мат. подгот. Александра Солдатова и Елена-Рита Паймакова // журнал ТЕАТР. 2012. № 5. URL: http://oteatre.info/kto-ushol-s-taganki/. Дата обращения: 20.07.2021.

Источник: https://www.la-croix.com/Archives/2000-07-19/L-incroyable-ardeur-de-Lioubimov-_NP_-2000-07-19-112915.

Перевод и комментарии Валентины Шатылович, студентки ОП «Филология» НИУ ВШЭ


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.