• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ю. Голубенский. Воздержавшихся нет

«Смена». Л., 1965, 20 апреля

Редко, когда театральный коллектив завоевывает популярность так быстро и прочно, буквально не успев еще родиться, как это произошло с Московским театром драмы и комедии на Таганке.

В чем же причина такой популярности, почему этот коллектив привлек столь широкое внимание своими постановками? Спектакли театра не оставляют зрителя равнодушным: можно с ними полемизировать, в чем-то не соглашаться, но нельзя быть нейтральным. "Воздержавшихся нет" - категорически утверждает плакат в фойе, приглашающий зрителей опустить свои билеты в красный или черный ящик - так они проголосуют "за" или "против" спектакля "10 дней, которые потрясли мир". Есть, конечно, люди разных вкусов, бросают билеты и в черный ящик. Но несколько больше их в красном! Они голосуют за смелый поиск в искусстве, за острую публицистичность, яркую форму, за молодой энтузиазм создателей спектакля.



На снимке группа актеров Московского театра на Таганке в редакции. Фото А.Вачьяна

Группа актеров театра на Таганке побывала в гостях у нас в редакции. Сначала - немного истории, хотя пока еще рано составлять летописные своды его деятельности. Рассказывает главный режиссер театра, заслуженный артист РСФСР Юрий Петрович Любимов:

- На третьем курсе со студентами Щукинского училища мы готовили учебный спектакль. Это был Брехт, "Добрый человек из Сезуана". Я считаю, что готовить дипломный спектакль на третьем курсе полезнее для студентов: у них есть возможность целый год общаться со зрителем. Постановка получилась удачной. Возникла идея: сохранить и спектакль, и курс - как основное ядро нового театрального коллектива.

Это было два года назад - тогда и создавался новый театр, подбирались актеры, намечался репертуар. Мы продолжили брехтовскую линию, поставив "Жизнь Галилея" ( это наша последняя премьера). В "10 днях" мы вновь обратились к "театру улиц" ( который пытались воплотить при постановке Брехта). Но здесь большую роль играют документы, публицистика, без которых немыслим спектакль о революции. Публицистично и документальное представление "Только телеграммы". А вскоре мы покажем пьесу Петера Вайса "Судебное разбирательство" - произведение острое по форме и по мысли.

Мы продолжаем и линию поэтического театра: "Герой нашего времени", "Антимиры", "Павшие и живые" - уже показаны зрителям. А сейчас будем готовить сценическую композицию, посвященную Маяковскому. Конечно, главное место в ней займет поэзия, но будут использованы и письма, и мемуары. Мы привлекли к работе над композицией поэтов, драматургов, людей, знавших Маяковского. Получился основной каркас, который дал возможность уже приступить к созданию спектакля. Другой замысел связан с есенинским "Пугачевым". Эту поэму собирались ставить многие режиссеры, в том числе В. Мейерхольд, но замысел так и не был осуществлен. Поэма написана очень эмоционально, как бы "лавиной", мы хотим пронизать ее документами. С осени начнем над ней работать.

О популярности, которой пользуются спектакли театра, рассказал его директор Николай Лукьянович Дупак. За год и два месяца " 10 дней " были показаны 120 раз, и ни разу не оставалось ни одного свободного места. Часто, не ограничиваясь календарными спектаклями, театр дает дополнительно утренники и "ночники", которые начинаются в 10 часов.

В коллектив театра пришла молодежь - выпускники разных творческих вузов Москвы - школы-студии МХАТ, ГИТИСа, ВГИКа, даже училища циркового искусства и, конечно, щукинцы. Не мешает ли такое многообразие во время работы над спектаклем? Юрий Петрович Любимов считает так: не обязательно, чтоб была "одна школа", важно другое - "общее знамя".

Об этом знамени театра горячо говорят и актеры, присутствующие на встрече. Мы вспоминаем сыгранные ими роли. Разные школы здесь не только не мешали, но и помогали им в создании спектакля: если все подчинено единому замыслу, разнобоя не может быть. Актеры этого театра - театра синтетического, где слово, музыка, пластика сливаются в единый образ, должны уметь делать все. И они умеют: поют, танцуют, сами себе аккомпанируют на гитаре и баяне, на балалайке и пианино, сами сочиняют тексты песен, кладут их на музыку.

Мы познакомим наших читателей с некоторыми актерами театра на Таганке, с теми, кто были на встрече в редакции.

Елена Корнилова - выпускница ВГИК. Ее экзальтированная гимназистка в "10 днях" - небольшой, но запоминающийся эпизод. Играет она и Невестку в "Добром человеке" и другие роли.

Валерий Золотухин окончил класс оперетты ГИТИСа. Возможно, поэтому он умеет так непосредственно общаться с аудиторией. Он встречает вас еще до начала спектакля "10 дней"я. которые потрясли мир", исполняет веселые частушки, революционные песни, а потом на протяжении спектакля превращается в Пьеро, контрреволюционера, оратора на митинге и, наконец, крестьянина-ходока за правдой в заключительной сцене. А в "Добром человеке" он - неутомимый водонос.

Вениамин Смехов - щукинец. Он не только актер, но и поэт - один из авторов драматической композиции о Маяковском. Играет третьего бога ( в "Добром человеке"), сенатора в сцене допроса Джона Рида, несколько эпизодов в "Антимирах" ( "Париж без рифм" и др.).

Владимир Высоцкий - выпускник студии МХАТ. Тем, кто видел "10 дней", запомнился его Керенский. Высоцкий тоже поэт, автор ряда текстов к "10 дням" и еще - композитор. Вместе со щукинцами Анатолием Васильевым и Борисом Хмельницким он создавал музыкальное оформление поэтического представления "Антимиры". Васильева и Хмельницкого вы запомнили по "10 дням" - они не расстаются с гитарой, встречая зрителей в фойе, а потом Васильев играет цыгана, а Хмельницкий - народовольца в сцене тюрьмы и другие роли, а в "Добром человеке" они уличные музыканты и опять не расстаются с песней.

Долго звучала музыка и на встрече в редакции - наши гости исполняли песни из разных постановок театра.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.