• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Павшие и живые». По стихам поэтов военного времени (1965)

Сценическая композиция Д. Самойлова, В. Грибанова, Ю. Любимова.
Песни на стихи М. Анчарова, В.Высоцкого, П.Когана, Ю.Левитанского, С.Крылова, Б.Окуджавы, Г.Шерговой
Постановка - Ю. Любимов,
Режиссер - П. Фоменко.
Художник - Ю. Васильев.
Музыка из произведений Д. Шостаковича
Премьера - 4 ноября 1965 года
Роли исполняли:
Новелла о 3-х поэтах
Михаил Кульчицкий - Леонид Филатов, Юрий Беляев
Павел Коган - Борис Хмельницкий
Всеволод Багрицкиий - Валерий Погорельцев
критик - Рамзес Джабраилов, Семен Фарада
Мать Багрицкого - Марина Полицеймако
Стихи Д. Самойлова
"Сороковые-роковые" - Валерий Золотухин
«Перебирая наши даты» - Иван Бортник
От автора - Леонид Филатов
Новелла «Землянка»
Стихи А. Твардовского, А. Суркова, Б. Слуцкого - Зинаида Славина, Алла Богина, Лидия Савченко, Вениамин Смехов, Борис Хмельницкий
Стихи К. Симонова
«Жди меня» - Вениамин Смехов
«Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» - Леонид Филатов, Юрий Беляев
Новелла о 4-х солдатах, заимствованная из фронтовых дневников М. Гершензона - Всеволод Соболев, Рамзес Джабраилов, Юрий Смирнов, Михаил Лебедев, Виталий Шаповалов, Владимир Высоцкий, Лидия Савченко, Наталья Балушкова
«Диктатор-завоеватель»
От автора - Вениамин Смехов, Леонид Филатов
Чаплин - Гитлер - Владимир Высоцкий, Феликс Антипов, Николай Губенко
Немецкие солдаты - Борис Хмельницкий, Алексей Граббе, Юрий Осипов, Всеволод Соболев
Зонг «О десяти ворчунах» неизветсного немецкого поэта-антифашиста -
Владимир Высоцкий, Борис Хмельницкий, Виталий Шаповалов, Дальвин Щербаков, Валерий Золотухин, Всеволод Соболев
Безногий солдат - Валерий Золотухин, Иван Бортник
Новелла «Узники фашизма»
Муса Джалиль - Валерий Золотухин, Иван Бортник
Юлиус Фучик - Борис Хмельницкий
Генерал Карбышев - Виталий Шаповалов, Михаил Лебедев, Леонид Филатов
Новелла о Ленинграде по произведениям Ольги Бергольц - Зинаида Славина, Алла Богина, Ирина Кузнецова
Стихи А. Лебедева
«Тебе» - Валерий Черняев, Дальвин Щербаков
«Освобожденный город». По произведениям Вс. Иванова, Б. Пастернака, К. Симонова - Вениамин Смехов, Алла Богина, Валерий Погорельцев, Лидия Савченко, Зинаида Славина,
Наталья Балушкова, Ирина Кузнецова, Борис Хмельницкий, Леонид Филатов, Юрий Беляев

ФИНАЛ:
Стихи Б. Слуцкого - Николай Губенко, Всеволод Соболев
Песни на стихи М. Анчарова, В. Высоцкого, П. Когана, Ю. Левитанского, С. Крылова, Б. Окуджавы, Г. Шерговой - Иван Бортник, Владимир Высоцкий, Валерий Золотухин, Дмитрий Межевич, Виталий Шаповалов, Дальвин Щербаков.

МАТЕРИАЛЫ

Татьяна Левченко. О спектакле «Павшие и живые» в дневнике Ф. М. Левина

ПРЕССА

Е. Евтушенко. «Не до ордена – была бы Родина…» // Cоветская культура, 1965. 30 ноября

«Павшие и живые»: Московский театр драмы и комедии на Таганке завершает работу над новым спектаклем. // Театрально-концертная Москва, 1965, С. 5.

Т. Шароева. Спор о современнике // «Вечерний Тбилиси», 7.07.1966

Крымова Н. А. Три спектакля Юрия Любимова. В кн.: Крымова Н.А. Имена: Рассказы о лицах театра. М., 1971, С. 144-173

Кречетова Р. Любимов. Портреты режиссеров, 1977

Элла Михалева. История одной премьеры // «Вагант», 2000, № 4-6

Е.Абелюк, Е. Леенсон. Поэтический театр // Абелюк Е.С., Леенсон. Е.И. Таганка: Личное дело одного театра.М.: Новое Литературное обозрение. 2007.

В. Бакин. «Павшие и живые» / Бакин В.В. Владимир Высоцкий без мифов и легенд. М.: ЭКСМО, Алгоритм, 2011







Комментарий Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. 
Впервые Вечный огонь появился в Париже в 1920 году, на могиле Неизвестного солдата, и был посвящён погибшим в Первую Мировую войну. В СССР в 1957-м Вечного огня впервые были удостоены «борцы революции»  - так назывался памятник в Ленинграде на Марсовом поле. А на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены, у мемориала воинам, павшим на фронтах Великой Отечественной и II Мировой войны, Вечный огонь был зажжен только в 1967-м. Но раньше, в 1965-м, образ Вечного огня возник на сцене Театра на Таганке, в спектакле Ю.П. Любимова «Павшие и живые». Тогда почти никто не знал, что первый Вечный огонь в честь фронтовиков появился еще в 1955-м, на братской могиле в поселке Первомайском Тульской области. Как и в случае  Любимова, по личной инициативе фронтовика, директора местного газового завода. 

Первый Вечный огонь воинам, павшим в годы Второй мировой войны, в Москве был зажжен… на сцене Театра на Таганке

 

Сценография спектакля выглядела так: от авансцены к заднику сцены лучами расходились три нешироких помоста (три дороги); задняя стена представляла собой экран, меняющий цвет. В финале спектакля на краю сцены, в чаше, загорался настоящий огонь. Зрительный зал при этом вставал – почтить память погибших минутой молчания... 
Этот спектакль, как и другие вещи Любимова, разрешен был не сразу – «пробить» его выход помогали соавторы Юрий Левитанский и Давид Самойлов. Помогали и другие поэты-фронтовики: Булат Окуджава, Александр Твардовский, Евгений Винокуров… Константин Паустовский звонил Председателю Совета министров Алексею Косыгину и просил поддержать постановку. 
Неприятностей, связанных со сценарием «Павших и живых», с его воплощением на сцене, у режиссера было очень много. А между тем, получить позволение зажечь на сцене огонь представляло собой отдельную сложность. Осторожный директор театра Николай Дупак отговаривал, но для Любимова, не привыкшего пасовать перед сложностями, добиться такого разрешения было принципиально важно. 
О том, как это было непросто, говорит запись Давида Боровского, впервые увидевшего этот спектакль (вскоре Боровский станет бессменным оформителем спектаклей Таганки): «Когда вспыхнул огонь, я оторвался от спинки кресла и не дышал до самого конца. Порой в театре очень трудно зажечь даже одну свечу, кое-где и курить на сцене в спектакле запрещено, нужно биться с пожарниками. Но чтобы огонь? Пламя огня? Неслыханно. Это было для меня ошеломляюще по дерзости… По сути, это был вызов!». 

Как получилось, что задуманное удалось, описывается в книге Юрия Петровича: «Рассказы старого трепача»: «…пожарники хотели затоптать Вечный огонь… <…> .  Я сказал: 
— Попробуйте, затопчите...
— Нет, вы сами погасите.
— Я не погашу. Погасите вы при свидетелях, что вы вот затоптали павшим огонь.
Потом генерал пожарной службы посмотрел спектакль  и увидел, что весь зал встал минутой молчания, когда зажгли огонь на сцене павшим. И генерал сказал:
— Пусть идет, я беру огонь на себя.
И еще спросил: 
— Есть у тебя коньяк? Пойдем, помянем».
И все же. Как удалось режиссеру добиться разрешения? В день празднования 20-летия со дня Победы, 9 мая 1965 года, на Центральном телевидении впервые появилась передача "Минута молчания". Звучал торжественный и скорбный голос Юрия Левитана: «Товарищи! Мы обращаемся к сердцу вашему, к памяти вашей…». Объявлялась минута молчания. А в кадре, во весь экран, бился огонь.
Возможно, это и помогло Юрию Петровичу "пробить" разрешение у пожарников. Образ Вечного огня уже был в сознании людей. Но задуман для спектакля он был, конечно, задолго до мая 1965-го. И художник Юрий Васильев сделал чашу для огня.
В 1971 году в память о погибших Юрий Любимов снова зажёг Вечный огонь: потрясенные зрители выходили после спектакля «А зори здесь тихие…» (по повести Б. Васильева) в фойе театра… и видели на поднимающейся вверх лестнице пять гильз, превратившихся в  светильники.
Е. Абелюк



 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.