• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Татьяна Левченко. О спектакле «Павшие и живые» в дневнике Ф. М. Левина

Среди дневниковых записей разных лет литературного критика Федора Марковича Левина (1901 – 1972) наблюдения, заметки, зарисовки, свидетельства, так или иначе связанные с театром, театральной жизнью, людьми театра, — не редкость. И это связано не только с общекультурным интересом и определенным кругом дружб и знакомств, но с тем, что Ф.М. Левин много лет был профессионально связан с театральной критикой и ведущими театральными критиками. Еще в начале 1930-х годов Левин писал сам рецензии на спектакли в московские газеты, в частности «Вечернюю Москву», и помогал делать это другим начинающим авторам, ведя при газете что-то вроде литературного кружка на общественных началах. Работая в журналах «Литературный критик» (1933) и «Литературное обозрение» (1936) с момента их возникновения, он оказался в кругу блестящих театральных критиков, писавших для «Литкритика», таких как Ю. Юзовский, Г. Бояджиев, И. Альтман, А. Гурвич и др. Возглавив в 1938 году «Литературное обозрение», Левин начал развивать театрально- критическое направление работы журнала, в том числе включив в число рецензируемых журналом произведений «пьесы советских драматургов, поставленные и готовящиеся к постановке в текущем театральном сезоне.» Одно из обвинений, предъявленных Левину во время кампании по борьбе с космополитизмом в 1949 году, повлекшее за собой исключение из Союза писателей, также было связано с «театром», - участие в группе театральных критиков-антипатриотов (Юзовский, Гурвич, Борщаговский, Альтман, Малюгин, Бояджи­ев), сотрудничество с Ю. Юзовским ( http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/11512.php).

Упоминание Театра на Таганке встречается в дневниках Левина несколько раз.

К сожалению, этих записей гораздо меньше, чем могло бы быть. Например, как рассказывала дочь критика Е.Ф. Левина, «мы узнали о театре Любимова еще до его возникновения» — Юзовский как-то при встрече сказал Левину (а они были в добрых, дружеских отношениях и встречались нередко, так как были соседями), что Юрий Любимов репетирует со студентами пьесу Брехта. Речь шла о «Добром человеке из Сезуана». Потенциальная постановка заинтересовала всех в семье Левина еще и потому, что летом 1962 года они уже видели «Доброго человека» в Ленинграде в театре драмы им. Пушкина. Там, спектакль в постановке Р. Сусловича шел с зонгами, переведенными ближайшим другом Левина Ефимом Эткиндом, а здесь они должны были быть в переводах Бориса Слуцкого. (Интересно, что Левины слышали зонги Брехта — Слуцкого в исполнении самого поэта; они тоже были соседями и добрыми знакомыми).

Одна из записей связана со спектаклем «Павшие и живые» по стихам поэтов, военного времени. ( https://hum.hse.ru/lyubimov/died/living)

Премьера его состоялась 4 ноября 1965 г., а упоминание о нем встречается в дневнике 1967 года. Запись сделана в период между 3 марта 1967 (запись о визите к Левиным А.И. Солженицына и Е.Г. Эткинда, http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/12706.php ) и 6 сентября 1967 года (запись о разговоре с А. Каплером об И. Бабеле) Она является одним из примеров того, как осуществляется «партийное руководство искусством и печатью» [1]:

«Вспоминаю, что мне рассказывал И. Адов, работающий в «Вечерней Москве», мой фронтовой друг. Вызывают в Моско<вский> гор<одской> к<омите>т партии. Там Шапошникова, третий секретарь Горкома, а в отделе культуры Соловьева. Указания. О спектакле «Павшие и живые» ничего не писать, ни хорошего, ни плохого. Молчать об этом спектакле.» [2]. [Архив Ф.Левина]

Примечания

[1] Ф. Левин приводит и другие примеры того, какие требования предъявляли партийные органы к критике: требование «прежде, чем писать о кинофильме — прийти посоветоваться» в Горком и критерий обязательного упоминания в печати деятеля культуры — «понравился членам правительства и ЦК».

[2] Илья Осипович Адов (1899 — 1970) — журналист; Алла Петровна Шапошникова (1918 — 2005) — секретарь по пропаганде Горкома КПСС Москвы, замминистра высшего и среднего образования СССР, Зоя Николаевна Соловьева — заведующая отделом культуры Горкома КПСС Москвы.

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.