• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«О литературе с любовью говорят до 9-го класса, а дальше — ОГЭ»

В чем главная задача учителя литературы, как говорить со школьниками про советские идеологические романы и чему стоит учиться словесникам - "Правмир" поговорил с Евгенией Семеновной Абелюк, руководителем Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра НИУ ВШЭ, учителем с 40-летним стажем. Преподавание в старших классах часто сводится к подготовке к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Родители, ученики, учителя - все волнуются перед экзаменами и в финальной гонке боятся не достичь нужного результата. Долголетний опыт работы в школе, написание линейки учебников, плотное взаимодействие с коллегами со всей России позволяют понять, как привить ученикам любовь к предмету и научить справляться с экзаменационными заданиями. 
По мнению Евгении Абелюк, помимо освоения школьной программы учитель должен привить своим подопечным "широту взгляда, умение думать и задаваться вопросами".

Фото: Жанна Фашаян. Источник: https://www.pravmir.ru/o-literature-s-lyubovyu-govoryat-do-9-klassa-a-dalshe-oge-doczent-vshe-evgeniya-abelyuk/

Фото: Жанна Фашаян. Источник: https://www.pravmir.ru/o-literature-s-lyubovyu-govoryat-do-9-klassa-a-dalshe-oge-doczent-vshe-evgeniya-abelyuk/
Правмир: https://www.pravmir.ru/o-literature-s-lyubovyu-govoryat-do-9-klassa-a-dalshe-oge-doczent-vshe-evgeniya-abelyuk/

В интервью Евгения Семеновна также рассказала о проекте по универсальному комментарию литературных текстов, которым руководит в магистратуре для учителей-словесников НИУ ВШЭ:
"Мы делаем это на онлайн-платформе, начинаем пока на материале «Собачьего сердца» и «Зойкиной квартиры» Булгакова, «Аристократки» Зощенко и «Самоубийцы» Эрдмана. Дальше будем расширять, задача — сделать «универсальный» комментарий, который можно использовать в том числе в школе, эта работа будет доступна всем. <...> литература существовала в определенной художественной среде. Одни и те же мотивы, идеи воплощаются в разных произведениях и в разных искусствах, в живописи, в театре. Цифровой комментарий позволяет и это показать. Здесь нужно исследование, и это огромная работа.
Пользователь цифрового комментария комментария увидит, почему, например, у профессора Преображенского висит объявление: «Семечки есть в квартире запрещаю». Аналогичный мотив есть и в его «Столице в блокноте» — Булгаков и там пишет, что семечки «надо изгнать». Иначе «быстроходный электрический поезд мы построим, а Дуньки наплюют шелухи в механизм, и поезд остановится — и все к черту». А потом выясняется, что и у Зощенко, и у Алданова, и у Алексея Толстого, и у Кассиля это есть. И плакат наши магистранты обнаружили с лузгающим семечки персонажем и надписью «Боритесь за чистоту!». Вот вам и среда".

С полной версией интервью можно ознакомиться на портале "Правмир"