«О литературе с любовью говорят до 9-го класса, а дальше — ОГЭ»
В чем главная задача учителя литературы, как говорить со школьниками про советские идеологические романы и чему стоит учиться словесникам - "Правмир" поговорил с Евгенией Семеновной Абелюк, руководителем Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра НИУ ВШЭ, учителем с 40-летним стажем. Преподавание в старших классах часто сводится к подготовке к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Родители, ученики, учителя - все волнуются перед экзаменами и в финальной гонке боятся не достичь нужного результата. Долголетний опыт работы в школе, написание линейки учебников, плотное взаимодействие с коллегами со всей России позволяют понять, как привить ученикам любовь к предмету и научить справляться с экзаменационными заданиями.
По мнению Евгении Абелюк, помимо освоения школьной программы учитель должен привить своим подопечным "широту взгляда, умение думать и задаваться вопросами".
Архив Лаборатории пополнился...
Архив Проектной лаборатории по изучению творчества Ю. П. Любимова и режиссерского театра пополнился переводами, над которыми работали студенты-филологи в период летней практики, а также в рамках годичного проекта «Зарубежные СМИ о русском театре». За это время удалось перевести более трех десятков театроведческих статей с английского, немецкого, французского и итальянского языков. «Леди Макбет Мценского уезда» в Гамбурге, «Мертвые души» в Вене, «Преступление и наказание» в Лондоне и Вашингтоне, а также многочисленные интервью с режиссером – западная пресса пристально следила за постановками Ю.П. Любимова в эмиграции. Это позволяет восполнить лакуны в театральном наследии режиссера.
Есть в этой "Чайке" какая-то современная точность...
Фраза о "современной точности" чеховской "Чайки" в постановке К. Люпы "вытащена" из студенческой рецензии - из статьи Анастасии Конодо с названием "Про современных — тусклых, нервных..." На страницах Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П. Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв появилась новая порция студенческих рецензий. На этот раз все они посвящены спектаклю польского режиссера, поставленного им в Александринке. Авторы работ - студенты разных факультетов НИУ ВШЭ - два года назад, выбирая дополнительную специализацию, пришли на майнор "Театр с нуля". В этом году сотрудники Проектной лаборатории выпускают студентов уже во второй раз. Майнор пользуется в университете очень большой популярностью.
Встреча с Сергеем Неклюдовым
Инициаторы этого открытого интервью - участники проекта "Художественная культура Оттепели в рассказах участников и очевидцев", организованного Проектной лабораторией по изучению творчества Ю.П. Любимова и режиссерского театра. Ученый, известный специалист по теории и типологии фольклора, С.Ю. Неклюдов конечно, говорил и о фольклоре, слышанном им в оттепельное время, но гораздо больше о тех замечательных человеческих встречах, которых в его жизни было много.
Оттепельный телетеатр и Стругацкие
В очередной раз на конференции Санкт-Петербургского университета (театроведческая секция) Т.Ю. Левченко рассказала о проектах Лаборатории по изучению творчества Ю.П. Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. На этот раз это был проект, посвященный телетеатру Оттепели. И отдельно речь шла о детективно интересной истории фильма по повести А. и Б. Стругацких.
"Колымские рассказы" Георгия Демидова
Георгий Демидов - забытый автор. Долгая лагерная жизнь на Колыме дала ему, физику, ученику Ландау, материал для ярких рассказов, высоко оцененных Варламом Шаламовым.
Живая жизнь классики и стандартизация
Унификация и разнообразие в литературном образовании. Эта проблема в течение двух дней обсуждалась в актовом зале Российской государственной библиотеки. Здесь на VII Международный педагогический форум собрались кураторы конкурса чтецов "Живая классика" - учителя, руководители художественных студий, библиотекари со всей России.
Не только теория...
Этим летом в Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П. Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв., как и во многих других подразделениях НИУ ВШЭ, студенты проходили практику. Комментарии и аннотации к критическим статьям, работа в архивах и интервьюирование свидетелей и участников поэтического и театрального бума эпохи Оттепели, переводы театральной критики с английского, немецкого, итальянского языков - сделано много и сделано качественно. В том числе перевод статьи известного итальянского музыковеда Луиджи Песталоцца...
Театр с нуля
Майнор Театр с нуля создан для студентов самых разных факультетов Высшей школы экономики. Организовали его сотрудники Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П. Любимова и режиссерского театра и преподаватели Школы филологических наук. Сегодня - он один из самых востребованных в университете. В статье Б.Ю. Старцева «Бесконечно провоцирующая атмосфера»: как студенты разных факультетов Вышки изучают театр" рассказывается о программе и особенностях этого курса.
Наступил ли конец времени композиторов?
Музыка в современном драматическом спектакле занимает куда большее место, чем когда-то. Студенты, посещающие майнор «Театр с нуля» (его ведут сотрудники Лаборатории по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра НИУ ВШЭ) встретились с Николаем Поповым, композитором, руководителем Центра электроакустической музыки Московской консерватории.