Индикаторы поэтического бума
Изучению художественной культуры Оттепели посвящено сразу несколько проектов Лаборатории по изучению творчества Ю. П. Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. На конференции "1954: первый год новой эры" сотрудник лаборатории историк Геннадий Кузовкин представил доклад "Поэзия и повседневность Оттепели. Журнал «Юность» в 1955-1965 гг. как индикатор поэтического бума".
Конференция длилась два дня (16 и 17 сентября), у нее была плотная программа. В первый день заседания проходили в Московской высшей школе социальных и экономических наук (Шанинке), а во второй - в Московском инженерно-физическом институте (как тут не вспомнить оттепельный спор физиков и лириков). Доклад прозвучал 17 сентября и открыл работу секции "Повседневные практики советских людей".
Докладчик начал с рассказа о том, как в Проектной лаборатории по изучению творчества Ю. П. Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. появились исследовательские проекты, посвященные культуре Оттепели, о том, как, изучая эту эпоху, он обнаружил, что поэтический бум, несмотря на всю свою эмблематичность для оттепельной эпохи, остался вне научного описания. В литературе присутствуют не измеряемые его характеристики. Данные о тех процессах, которые сформировали это масштабное, без преувеличения макрокультурное явление, не систематизированы.
Геннадий Кузовкин привлек к обнаруженной проблема внимание своих друзей и коллег - московских историков и филологов. Вместе они выступили с инициативой сосредоточенного изучения поэтического бума. Исследовательская инициатива была поддержана Лабораторией, в линейке проектов Лаборатории появилось сразу несколько позиций, ориентированных на Оттепель. А в 2023 году началось формирование первой тематической коллекции о культуре этой эпохи. Эксперимент, о котором говорил Геннадий, стал новой ветвью оттепельного направления исследований Лаборатории. Научный замысел, связанный с изучением журнала "Юность" как источника, позволяющего выделить характерные черты поэтического бума, возник у историка этим летом, поэтому к конференции удалось осуществить только стартовую фазу эксперимента.
«Юность» была выбрана как мегапопулярный молодежный журнал, с которым специалисты связывают возникновение новой волны в советской литературе.
Геннадий Кузовкин рассказал о первых результатах научной работы, цель которой - найти объективные свидетельства поэтического бума эпохи Оттепели и создать инструментарий для научного описания этого макрокультурного явления.
Собравшимся были показаны статистические данные, иллюстрирующие увеличение числа публикаций поэтических произведений и резкий рост тиража журнала: от 100 000 в 1955-м до 1000 000 в 1964 г.
Докладчик анонсировал вторую фазу эксперимента, в ходе которой запланировано собрать данные о присутствии поэзии в журнале вне традиционных поэтических публикаций, прежде всего в виде цитат в прозаических текстах, а также в микрожанровой форме (подписей под шаржами и карикатурами). Попутно будут фиксироваться материалы, посвященные поэзии.
Еще одним перспективным направлением выглядит изучение поэтической экспансии в художественную прозу: выявление проникновений в ткань произведений героев-стихотворцев, сюжетных линий, связанных с поэтическим творчеством.
Стартовая фаза эксперимента реализована методами гражданской науки. Особенностям такого формата Геннадий Кузовкин уделил внимание в докладе и сказал слова признательности, обращенные к участникам научной работы - волонтерам-исследователям. Историк поблагодарил всех, кто помог распространить информацию об эксперименте. В зале присутствовала студентка Софья Семыкина (она участвует в проектах Лаборатории) - Геннадий предложил собравшимся приветствовать ее за помощь на старте эксперимента. Аудитория откликнулась и раздались аплодисменты.
В докладе был необычный интерактивный элемент - блицтест на достоверность представлений об оттепельном поэтическом буме. Одним из символов этого бума стали заполненные публикой стадионы, которые собирали знаменитые поэты. По рядам был пущен листок, где участникам и гостям конференции было предложено написать: год и название стадиона, где состоялись такие выступления. Итоги блицтеста (они были оглашены после завершения доклада) подтвердили тезис Геннадия - фактический элемент – название спортивного комплекса нашлось в единственном ответе, но без года и без имен выступавших поэтов. Зато в другом ответе обнаружился любопытный комментарий о выступлениях поэтической звезды Оттепели Евгения Евтушенко в Латинской Америке, где поэт действительно собирал стадионы. Правда, эти выступления состоялись в конце 1960-х - за пределами классической хронологической границы эпохи. Зарубежные стадионы и таланты Евтушенко в саморекламе могли подпитать спортивную символику поэтического бума.
Выше было сказано, что Геннадий анонсировал начало новой фазы эксперимента. В ней можно принять непосредственное участие или поддержать ее, распространив информацию об эксперименте. Его участники создали телеграм-канал (t.me/ottenel), в котором можно следить за новостями научной работы. Эксперимент, о котором рассказал Геннадий, возник в качестве еще одной ветви оттепельных проектов Лаборатории о художественной культуре эпохи Оттепели.
В этом учебном году (в октябре) актуальные описания этих проектов появятся на Ярмарке проектов НИУ ВШЭ. Приглашаем студентов университета присоединиться к нашим исследованиям. Если вы уже определились и почувствовали притягательность одной из самых ярких и творчески продуктивных эпох советской эры, Вы можете написать об этом эксперту Лаборатории, историку Геннадию Кузовкину уже сейчас.
Ст. Бас