• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проект «Маяковка» (поэтический спектакль)

 ОТТЕПЕЛЬ. ПОЭТИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ

ПРОЕКТ «МАЯКОВКА»
(2019 - 2020)

 Проектная лаборатория по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв в 2019-20 учебном году начала реализацию просветительского проекта "Маяковка". В проекте участвуют студенты бакалаврских и магистерских программ.

Руководитель проекта от НИУ ВШЭ - Татьяна Викторовна Левченко (у памятника Владимиру Маяковскомуtlevchenko@mail.ru     tlevchenko@hse.ru ).
Научный консультант - Геннадий Кузовкин (сотрудник Международного Мемориала, руководитель группы История инакомыслия в СССР. 1954 — 1987 гг.). 

Этот проект оказался возможен благодаря тому, что изучением истории поэтических чтений около памятника Владимиру Маяковскому (с момента его открытия, то есть с июля 1958 года, и до запрета чтений в апреле 1961 года) некоторое время назад занялись московские историки и филологи, Геннадий Кузовкин, Марина Щукина, Дмитрий Ермольцев, Евгения Вежлян. Проектная лаборатория по изучению творчества Ю. П. Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. поддержала эту инициативу. 

Фотография А. Гаранина 
Г. Кузовкин, М. Щукина и И. Петрова написали пьесу "Маяковка". Она создана на основе документов -  свидетельств участников и очевидцев чтений: Владимира Буковского, Юрия Галанскова, Всеволода Абдулова, Николая Котрелева, Игоря Волгина, Аполлона Шухта, Александры Гадасиной, Анатолия Щукина, Ильи Бокштейна (частично эти свидетельства собраны в книге: Людмила Поликовская «Мы предчувствие. Предтеча… Площадь Маяковского 1958 — 1965» М., “Звенья”, 1997).
Результатом этого совместного проекта станет публичная читка пьесы "Маяковка" студентами НИУ ВШЭ. Участники проекта подключены и к исследовательской работе - поиску материалов о поэтическом буме периода Оттепели. И потому, уже в прошлом 2019-2020 учебном году, параллельно, вместе с проектом «Маяковка», возник и другой проект для студентов НИУ ВШЭ – «Поэтический бум 1960-х (Культурная история Оттепели в свидетельствах очевидцев)» (руководитель Е. Абелюк). Обе группы собирались вместе, происходило взаимодействие – участники «Поэтического бума» тоже стали  чтецами пьесы, а изучаемый период времени, в которое существовала «Маяковка», расширился до периода «Оттепели». И от уже в поле зрения проектантов попали 1956 - 1968 годы, а значит и вхождение в советскую поэзию  имен нового поколения поэтов, и возвращение имен забытых или насильно вычеркнутых из литературы. На занятиях зазвучали стихи Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко, Бориса Пастернака, Беллы Ахмадуллиной, Геннадия Шпаликова, Леонида Губанова, Бориса Слуцкого, Давида Самойлова, Иосифа Бродского. А вместе с тем стихи раннего Владимира Маяковского,  Николая Асеева, Марины Цветаевой,  Бориса Пастернака, Николая Заболоцкого, Бориса Корнилова, Павла Когана и многих других.  Читались и обсуждались первые выпуски сборника «Дни поэзии», который начал издаваться в 1956 году, а рядом – поэзия «физиков», студентов физфака МГУ…

Одновременно и говорили о феномене поэтического театра, и создавали его. На глазах участников проектов начала раскрываться мысль Давида Самойлова о поэтическом театре, высказанная им в заметке о спектакле Ю.П.Любимова «Пугачев».

«Любопытно, что в складывании современного сценического стиля вообще огромную роль сыграла не только поэзия, но и документ. Современный театр умеет быть и поэтическим, и документальным. И в этом нет противоречия. С одной стороны, поэзия воспринимается нами со сцены как документальное свидетельство духовной жизни своего времени, ее внутренних противоречий, борьбы общественных сил. С другой стороны, документ, включенный в систему драматургии, является для нас художественной деталью, художественным образом, взятым из реальной жизни и несущим не только информацию, но и определенную художественную функцию, сходную в спектакле с функцией метафоры. Важно только, чтобы это сочетание было органичным».

Оба проекта были открыты в начале 2020 года. За месяц докарантинной жизни  проектанты успели встретиться и с авторами пьесы, и с историком Дмитрием Ермольцевым , и с режиссером Светланой Григоруцей, и даже попасть в архивы. Вынужденный переход на дистанционное обучение внес в работу коррективы. Еще до начала карантина начался период так называемого «медленного чтения» пьесы. Стал рождаться подробный комментарий к ее тексту. После перехода проекта в онлайн эта работа не остановилась.
Одна из задач этого 2020-21 учебного года - изучение проблемы постепенного возвращения поэзии О.Э.Мандельштама советскому читателю. Эта часть работы будет делаться под руководством сотрудников Мандельштамовского Центра НИУ ВШЭ. Будет осуществляться и работа по составлению Тематического указателя «Поэзия в дневниках Оттепели» (научный консультант - Г. Кузовкин).
О процессе работы над проектом рассказывают некоторые материалы, размещенные на странице Проектной лаборатории. Участвующие в нем студенты погружаются в исторический и культурный контекст эпохи Оттепели, и для этого знакомятся с разными художественными и документальными источниками, например с материалами из электронного  корпуса дневников «Прожито» (так, Анастасия Колесникова в воспоминаниях Вадима Делоне нашла материал о Москве 1960-х, о том, что означала поэзия для людей этого времени), с документами в РГАЛИ, в Архиве Москвы, в личном архиве Ф.Левина, к которому у нас есть доступ, с аудио-, кино- и видеоматериалами.   В перспективе предполагается и интервьюирование участников и очевидцев поэтических событий этого очень интересного периода нашей истории.

Объединенной  поэтической труппой  «Маяковки» стали студенты разных факультетов НИУ ВШЭ: Софья Шандыбина, Александр Ситюков, Юлия  Амосова, Павла Ставрогина, Анастасия Колесниченко (Журналистика), Анастасия Локтионова (Цифровые инновации в управлении предприятием), Ксения Шуст (Философия); Елена  Зверева, Анастасия Белокопытова (Медиакоммуникации), София Габриела Дайер  (История художественной культуры и рынок), Сара Манци (волонтер лаборатории).

Вот как описывает работу на проекте Настя Белокопытова:

«Проект «Маяковка» (поэтический спектакль) развивался по нескольким  направлениям. Одним из них было погружение в атмосферу эпохи «Оттепели». Это и просмотр художественных и документальных фильмов, и чтение различной литературы тех лет (мемуарной, работы исследователей того времени), и регулярные встречи с авторами пьесы «Маяковка» М. Щукиной, Г. Кузовкиным, И. Петровой. Проект активно сотрудничал с проектом «Поэтический бум», в котором проводились архивные исследования про участников чтений на Маяковской площади. Этими данными мы могли пользоваться для ознакомления и более глубокого погружения. В это время мы занимались анализом текста пьесы «Маяковка» и изучением тех обстоятельств, которые там проявились – всё это для лучшей передачи материала зрителям. Другим направлением работы стали занятия актерским тренингом с режиссёром Светланой Евгеньевной Григоруцей. В ходе занятий мы выполняли различные задания: это были и артикуляционные разминки, и упражнения для постановки дыхания, и упражнения на развитие нашего актерского воображения, на создание речевых и визуальных образов. 

Во время онлайн-встреч каждый из нас выполнял задания по читке стихотворений, по созданию звукового и кинообраза, а также делился своими наработками.

Мною был  придуман, исполнен и записан этюд на стихотворение Беллы Ахмадулиной".


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.