Антропологическая экспедиция НИУ ВШЭ в Республику Коми и Ненецкий АО—2023
В июле 2023 года под эгидой Лаборатории социогуманитарных исследований Севера и Арктики состоялась антропологическая экспедиция в Республику Коми и Ненецкий автономный округ. Участники экспедиции рассказывают о результатах и впечатлениях.
Экспедиция 2023 года стала подлинно междисциплинарной: в ней приняли участие сотрудники Лаборатории, а также студенты и аспиранты двух факультетов Вышки — гуманитарных и социальных наук. В исследовательском коллективе были представлены совершенно разные образовательные программы и департаменты — от социологии и культурологии до лингвистики и философии; тем не менее, всех участников объединил антропологический подход к нашему полю — интерес к социокультурным практикам и этнокультурному разнообразию на изучаемой территории. В ходе экспедиции участники разбивались на группы, изучавшие конкретное тематическое поле (например, мобильность, этничность или снабжение), и обогащали коллективное понимание этих процессов с помощью данных, полученных в разных сообществах и населённых пунктах каждым из исследователей. Это позволило сформировать предварительное комплексное представление о нашем поле в целом — но, конечно, для более глубокого понимания жизни этих сообществ нам потребуется съездить туда ещё не раз.
Участники экспедиции решили рассказать о проведённых на Севере двух неделях в формате коллективного полевого дневника, размышляя как о методологии исследования, так и о предварительных результатах экспедиции.
Мы прилетели в пасмурный Усинск в понедельник, 10 июля. В первый же день мы разделились на небольшие группки и разбрелись по городу, чтобы составить о нем первое впечатление. Мы старались не только пройтись по улице Нефтяников, вдоль которой вытягивается город, но и заглянуть во дворы, найти важные, но не такие заметные детали, которые составляют повседневность жителей Усинска. Мы старались абстрагироваться от идентичности «московских студентов», критически воспринимать всё увиденное и по возможности фиксировать наши наблюдения на камеру — фотографии стали важным дополнением полевых дневников и семинаров, проходивших во время экспедиции.
Население Захарвани преимущественно комиязычное. Говорят по-коми, кстати, и молодёжь, и дети: при нас практически вся коммуникация между жителями происходила именно на коми, причём как неформальная, так и формальная (например, между директором школы и другим её сотрудником).
Ещё одной комиязычной деревней может с полной уверенностью быть названа деревня Денисовка, пожалуй, наименее доступное и хуже всего связанное с «большой землёй» место на нашем маршруте. Даже мобильная связь появилась в деревне всего за две недели до нашего приезда, а источников чистой питьевой воды в деревне по-прежнему нет. Тем не менее, деревня вовсе не производит впечатления депрессивной или вымирающей — напротив, мы увидели, как местные жители активно используют природу вокруг себя для улучшения качества жизни. Это может быть и разведение совхозных коров, и продажа морошки, и охота на другом берегу Печоры. Жители деревни были очень гостеприимны по отношению к гостям: нас не только приютили и показали повседневную жизнь во всех подробностях, но и попросили как нибудь обязательно приехать еще, но уже «на подольше и без экспедиции».
Сам по себе Ненецкий автономный округ является самым малочисленным регионом России, что неоднократно упоминали наши собеседники. Однако, несмотря на это, Нарьян-Мар выглядит очень аккуратным и ухоженным, на улицах города постоянно можно увидеть множество гуляющих людей (тем более что нам очень повезло с погодой), в том числе детей и молодёжи. Жители Нарьян-Мара неоднократно подчеркивали важность сохранения «лица города», которое составляют значимые архитектурные сооружения (причем не только исторические). У многих зданий и улиц в городе есть вернакулярные названия: «Арбат» (ул. Смидовича), «Апельсин», «Мандарин», «Желток», «Огурец» (по цвету), «Титаник» (очень длинное здание), «Близнецы», «Серый волк», «Семеро козлят», «Красная шапочка», «Пряник» и т. д. В кофейне «Тепло» на «Арбате» мы нашли карту со всеми такими названиями; видимо, создание таких проектов вызвано не только желанием сохранить то самое «лицо города», но и стремлением показать его туристам.
Среди мест, в которых мы проводили интервью, были краеведческий музей, этнокультурный центр, Пустозерский музей, Центр арктического туризма и другие организации, в разговорах с сотрудниками которых затрагивались темы исторической памяти, этнической идентичности (ненецкой и коми), туристического потенциала региона и его реализации, экологии и много другого.
Также, находясь в городе, мы смогли посетить достаточно много государственных учреждений, связанных с одной из наших ключевых тем — жизненными стратегиями населения — и занимающихся организацией повседневной и общественно-культурной жизни населения. Мы пообщались с представителями органов государственной власти и различных учреждений и выявили общие с остальной Россией, Республикой Коми и уникальные для данного региона нарративы, результаты анализа которых будут использоваться нами в дальнейшем для написания научных работ.
Была затронута и религиозная сторона жизни города: мы посетили старообрядческий (поморский) комплекс с церковью и музеем, где член местной общины рассказал о разнице обычаев у старообрядцев – поморцев, федосеевцев и филипповцев. Кроме того, мы посетили подворье Русской православной церкви в регионе — Богоявленский кафедральный собор — и пообщались с прихожанами и епископом Нарьян-Марским и Мезенским по вопросам того, как живёт православная община, какие у неё отношения со старообрядцами, как сохраняется и передаётся память о Пустозерске, как осуществляется связь с труднодоступными местами епархии и как развивается деятельность РПЦ в арктическом регионе.
В Нарьян-Маре мы провели сравнительно немного времени, поэтому из других населенных пунктов района успели поработать только в посёлках Красное и Тельвиска. До Тельвиски мы добирались на катере, а до Красного — на маршрутке-вахтовке (зимой оба населённых пункта куда более доступны по зимнику).
После завершения экспедиции её участники не только предаются летнему отдыху, но и обрабатывают и обобщают полученные данные. В сентябре возобновится исследовательский семинар группы, на котором мы будем обсуждать наши полевые материалы и готовить научные публикации и выступления на конференциях. И уже не за горами планирование нового полевого сезона — чтобы лучше понять жизнь сообщества, нужно побывать в нём в разные времена года, и мы уже задумываемся о проведении зимней экспедиции.