• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Этим летом сотрудники Лаборатории участвовали в многочисленных экспедициях

Летом 2018 года сотрудники Научно-учебной лаборатории по формальным моделям приняли участие в экспедициях в хантыйский, чукотский, шугнанский, абазинский языки и опочецкий диалект русского языка

Этим летом сотрудники Лаборатории участвовали в многочисленных экспедициях

Восемь сотрудников Лаборатории (Светлана Юрьевна Толдова, Анна Алексеевна Волкова — руководители экспедиции, Алексей Андреевич Козлов, Фёдор Голосов, Степан Михайлов, Денис Рахман, Алексей Старченко, Мария Черемисинова) участвовали в хантыйской экспедиции в июне-июле этого года.

После трёхдневного пути просторы хантыйского села Казым (по ту сторону Оби в Ханты-Мансийском АО) приняли нас очень тепло. Одна из двух тем, которой я там занимался, — результативная конструкция с общим конвербом на -man и глаголом wɵλti 'быть' — оказалась устроена в точности как немецкий Zustandspassiv согласно статье Ангелики Кратцер "Building Statives" (2005). Другая же тема — непосессивные функции посессива второго лица единственного числа -en — оказалась устроена совсем не так, как в статье Ирины Николаевой за 2003-ий год. На настоящий момент рабочая гипотеза состоит в том, что -en используется как определённый артикль (при том и с "именами собственными"!). В общем, мне не терпится вернуться в хантыйский, чтобы доразобраться с -en и дальше наслаждаться чудесным вечносветлым небом!

Степан Михайлов 
Научно-учебная лаборатория по формальным моделям в лингвистике: Стажер-исследователь

В хантыйской экспедиции я занимался формами глагола, передающими миративное значение — то есть такими формами, которые, помимо описания собственно ситуации из реального мира, имплицируют, что для говорящего описываемая ситуация оказалась неожиданной. Похожий смысл в русском языке привносит вводное слово "оказывается". Я занимался тем, что доказывал, что эти формы действительно выражают именно удивление говорящего, а не тот факт, что он эти события не наблюдал (в языках часто тяжело разграничить показатели миративности и косвенной засвиделетельствованности).

Голосов Фёдор Валентинович
Научно-учебная лаборатория по формальным моделям в лингвистике: Стажер-исследователь

Август 2018 года четверо сотрудников Лаборатории — Алексей Андреевич Козлов, Лилия Блюмина, Анастасия Сидорова, Алексей Старченко — провели на Чукотке. Подробный рассказ читайте на странице Школы Лингвистики.

Степан Михайлов, стажер-исследователь Лаборатории, также принял участие в шугнанской экспедиции.

Горы Памиры создают прекрасный фон для занятия лингвистическими проблемами. В изучении шугнанского языка мы оказались не одиноки. В Отделе Памирских Языков Института Гуманитарных Наук Республики Таджикистан нас встретили прекрасные памирские шугнановеды. Трудно представить успели бы мы записать и (что самое главное) разобрать и выверить так много текстов без их помощи! Чего уж и говорить о тонкой интуиции, которую они высказывали, например, в отношении семантики основ "перфекта" (которыми я и занимался) или же редупликации вида to?c-mo?c '(особые) тарелки и схожие блюда'. В общем, ждите шугнанский корпус и выступления на конференциях!

Михайлов Степан Кириллович
Научно-учебная лаборатория по формальным моделям в лингвистике: Стажер-исследователь

Александр Борисович Летучий и Анна Сорокина приняли участие в абазинской экспедиции. Подробный рассказ также можно найти на сайте Школы Лингвистики.

Анна Охапкина, лаборант Лаборатории, участвовала в псковской экспедиции.

Мы провели две недели июня в Опочецком районе Псковской области. Базировались в деревне Кадниково с ежедневными пешими прогулками до соседних деревень. Для всех из нас (кроме руководителя) эта экспедиция стала первой и оставила много впечатлений – ярких и контрастных. Контрасты поджидали везде: от погоды (идёшь в дальнюю деревню под палящим солнцем, а по пути обратно спасаешься от дикого ливня в местном магазине) до социолингвистических вещей (в какой-то момент выяснилось, что почти все информанты переключают код, когда говорят с нами, а между собой говорят на гораздо более диалектном языке). 
Моей темой была "вспомогательная" форма было в диалектном перфекте и плюсквамперфекте и связь её с информационной структурой предложения. Рабочая гипотеза пока заключается в том, что было взаимодействует с темо-рематическим членением предложения и вводит новую информацию, но собранные данные ещё предстоит как следует обработать.

Охапкина Анна Валерьевна
Научно-учебная лаборатория по формальным моделям в лингвистике: Лаборант