• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Степан Михайлов ответил на вопрос, существуют ли определённые посессивы, на Sinn und Bedeutung 28

Sinn und Bedeutung 28, крупнейшая конференция по формальной семантике, в этом году прошла в Рурском университете в Бохуме. В числе докладов формальных семантист_ок со всего мира на конференции были представлены доклады Степана Михайлова, стажёра-исследователя НУЛ по формальным моделям в лингвистике, и Фёдора Голосова, выпускника НУЛ. Степан поделился с нами своими впечатлениями от доклада и от конференции.

Степан Михайлов читает свой доклад

Степан Михайлов читает свой доклад
Степан Михайлов
— Как тебе конференция? Это твой первый Sinn und Bedeutung (SuB)?

— Да, я также подавался в прошлом году, но тогда мои тезисы не приняли, что вообще говоря неудивительно. На конференции типа SuB обычно очень высокая конкуренция. Как мы обсуждали потом в лаборатории, отбор на подобные конференции (SuB, SALT, NELS, Амстердамский коллоквиум и т. п.) — это в чём-то “рулетка”, может повезти, а может и нет. А в этом году меня взяли, поэтому я наконец-то смог поучаствовать в SuB’е, пусть и по зуму (поскольку Германия сейчас, к сожалению, не выдаёт визы без финансовых гарантий через европейские счета, даже учёным). (В этом году я писал и сокращал тезисы перед подачей месяц, думаю это сильно повлияло на то, что их в итоге взяли.)

Это было очень здорово! Я никогда раньше не участвовал в конференции строго про формальную семантику, из-за чего мой опыт до этого был несколько смешанным. Всё-таки бывает сложно обсуждать некоторые проблемы, когда вы работаете в разных фреймворках, — это вынуждает дискуссию держаться на менее высоком уровне, чем возможно. Здесь же все были на одной волне, по крайней мере в моих глазах, и это безумно ценно для меня как для формального семантиста. Общие представления о том, как работает построение значений сложных выражений, из чего “состоят” значения, какими базовыми тестами мы можем это проверять, позволяют формальным семантист_кам обсуждать сложные предсказания своих теорий и получать крайне нетривиальные новые данные, что позволяет приблизиться к ответам на фундаментальные вопросы семантики. Вне формального фреймворка этого достигнуть намного сложнее.

— Какие доклады ты слушал? Что особенно запомнилось?

— Я прослушал все четыре пленарных доклада, а также несколько рядовых. В первый день в рамках конференции прошёл воркшоп по семантике и прагматике коммуникации, синхронной речи / жестикуляции (co-speech / co-sign communication). Пленарный доклад на тему «A cross-modal account of dynamic binding in gesture-speech interaction» прочитала профессорка Корнелия Эберт (Штутгартский университет). Про него я хочу рассказать немного подробнее.

Исследование Эберт посвящено проблеме известной ещё со времён классической диссертации Ирэны Хайм (Heim 1982) — проблеме динамического связывания: Если неопределённые именные группы обозначают экзистенциальные кванторы, то как они могут вводить дискурсивных референтов, к которым в последующем дискурсе могут отсылать местоимения (1)?

 

(1) A dogi came in. Iti lay down under the table.

 

Эберт рассматривает эту проблему в контексте недавних исследований семантики и прагматики жестикуляции при речи (Шленкер, Есипова и др.) и задаётся вопросом, возможно ли динамическое связывание между разными модальностями коммуникации? Эберт показывает, что указательные жесты (например, как с демонстративами) и иконические жесты могут вводить новых дискурсивных референтов, к которым можно отсылать в последующей речи. И наоборот! К дискурсивным референтам, введённым в устной речи, можно отсылать жестами. Тем самым, динамическое связывание между модальностями возможно, а значит нам необходима теория, в которой значение, вводимое жестами, и значение, вводимое речью, находятся в одном измерении, где они могут взаимодействовать. Такова теория дополнительных значений (not-at-issue meanings) из (Anderbois & Brasoveanu & Henderson 2015), которую Эберт и адаптирует к исследуемому материалу.

Остальные доклады, которые я слушал, тоже достаточно сильно меня впечатлили (особенно доклад доцентки Дороти Ан (Ратгерский Университет) про семантическую типологию определённых дескрипций), но о них в другой раз. :)

— А как прошёл твой собственный доклад? Ты сильно нервничал?

— Ну, прямо скажу, да. Мой доклад называется “Are there possessive definites? Evidence from Kazym Khanty”, и в нём я показываю, что в казымском диалекте севернохантыйского языка часть употреблений посессивов являются с необходимостью определёнными. До сих пор подобное предлагалось для ряда языков мира, однако в них предполагаемые определённые посессивы имеют и неопределённые употребления, тем самым их определённость является свойством привносимым извне. На этом фоне казымские хантыйские определённые посессивы представляют большой интерес для типологии посессивности и детерминации.

Я подготовил где-то половину доклада ещё в начале августа (хотя в каком-то смысле я работал над этим докладом последние пять лет), но затем взял перерыв, чтобы отдохнуть последние пару недель лета, а также заняться какими-то другими поджимающими дедлайнами. В итоге доделывал я доклад уже в неделю конференции, из-за чего сильно волновался перед докладом и, как мне кажется, рассказал его не так уверенно, как мог бы! Хотя признаю, что я правда доволен результатом, и получил пару полезных комментариев, так что мне есть, что исследовать в осенней экспедиции и куда двигаться дальше.

Меня сильно поддержал тот факт, что в одной секции со мной выступал мой друг и выпускник нашей лаборатории, Федя Голосов (Мэрилендский университет в Колледж-Парке), который рассказывал про то, что казымский хантыйский дуалис, с одной стороны, является дополнительным значением (см. выше), а с другой, не проецируется. Это поразительное наблюдение! Теории проблемы проекции пресуппозиций и прочих дополнительных значений обычно приравнивают свойства проективности и дополнительности. Федино же исследование говорит о том, что нам нужна теория, в которой эти два свойства моделируются независимо друг от друга, и предлагает наброски анализа, который это учитывает.

В процессе подготовки мы с Федей много переписывались и обсуждали ход работы, так что мне было не так одиноко (несмотря на онлайн-формат) и не так волнительно. По итогам конференции я могу сказать, что я сильно вдохновился на дальнейшую работу, и мне не терпится увидеть, как дальше будут развиваться наши исследования грамматики казымского хантыйского языка!

Фёдор Голосов читает свой доклад, а Степан Михайлов слушает
Степан Михайлов

Слайды с доклада доступны на личной странице Степана Михайлова на сайте Вышки. Также прилагаем ссылку на сайт конференции.