• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проект "Маяки"

ОТТЕПЕЛЬ. ПОЭТИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
ПРОЕКТ "МАЯКИ" (2020 - 2021)

В 2020 – 2021 году проект «Маяки» (руководители Т.В.Левченко и С. Е. Григоруца ), продолжился. Посвящен он снова был поэтам, их читателям, тому неподдельному интересу к поэтическому слову и вере в его значимость и материальность, который существовал все годы Оттепели. 
Завершен проект был в марте 2021 года.

_20201009_220544.JPG

 

Время Оттепели настолько захватило многих участников проекта - Люси Акопджанян  и  Татьяну Зеленкову (магистратура «Журналистика   данных»), Екатерину Мацкив (бакалавриат «Философия»), Дарью Сербину (бакалавриат «История»), Анастасию Белокопытову (бакалавриат «Медиакоммуникации»), что и спустя месяцы после его окончания они с удовольствием возвращались к работе. 
В результате был сделан оммаж поэтическим чтениям у памятника Маяковскому. 5 июня 2021 года в 5 часов утра ребята собрались у памятника. 
Участницы проекта два с половиной часа читали стихи, звучавшие когда-то на самых первых  неформальных чтениях в 1955 году на  площади Маяковского (Триумфальной). Это происходило у закладного камня будущему памятнику  - самого памятника поэту еще не было. 
Студенты читали «Люди -винтики» Р. Рождественского. Стихи Б. Слуцкого и Б. Ахмадулиной, О. Мандельштама и Н. Гумилева.

DSC_5450.JPG

Оммаж поэтическим чтениям Оттепели. 5 июня 2021 года

нонконформистов ...  Звучали здесь и стихи самого Маяковского. 
И это была не только дань месту, но продолжение того, о чем, вспоминая Маяковского, говорил В.Шкловский: «Человеческий голос стал орудием разговора, орудием соединения людей в группы, которые знают, куда они пойдут, для чего они идут. Это был не только новый поэт. Это был поэт, создающий не вещи отдельные, а потоки металла. Он говорил, что улице нечем разговаривать. Он изменил стих, он оторвал стих от набора. Стих нуждается в наборе, но он должен звучать. Пушкинский стих был стихом голоса, и его можно сейчас прочесть, и голос Пушкина, его манера говорить, его манера думать, соединять вещи, родится заново» (Устная история. В. Радзишевский беседует с В. Шкловским о книге Л. Волкова -Ланнита «Вижу Маяковского»). 
Не в последнюю очередь такая живая поэтическая связь возникла потому, что 
феномен интереса к поэтическому слову, к поэтическим чтениям периода Оттепели исследовался нашими студентами не только с помощью архивных и мемуарных документов, но и во время работы над  документально-поэтической композицией «Маяки», в том числе и по тем материалам, что находили участники. 
Отправной точкой (и составной частью) композиции стала документальная пьеса  «Маяковка» (авторы М. Щукина, И.Петрова,  Г. Кузовкин), рассказывающая об одном из мест поэтического притяжения Москвы 1958-1961 годов — этом небольшом «пятачке» свободы около памятника В. Маяковскому и о группе молодых людей, сделавших его местом Москвы, где поэтическое слово звучало как призыв к инакомыслию. 
В результате работы композиция стала охватывать гораздо больший временной период, чем первоначальный текст пьесы, в который вошел рассказ о первых, стихийных, не заказных, не организованных «сверху» поэтических чтениях на площади (11 сентября 1955 г.). 
Появились новые документальные свидетельства, новые адреса поэтических чтений и встреч — например, Политехнический музей, общежитие физфака МГУ и др., зазвучало поэтическое «разноголосье» -  в композицию вошли стихи из самиздатовских сборников.  

Ведущий:

«Воскресным днем 11 сентября 1955 года в 20 книжных магазинов Москвы пришли поэты.  Представьте себе 100 поэтов встали за прилавки и несколько часов, сменяя друг друга, подписывали книги, читали стихи, общались с людьми. В книжный на Моховой пошли Рождественский, Евтушенко,  Симонов,  Луконин,  Озеров ...

Евгений Евтушенко:

Я вместе с другими поэтами выступал в магазине на Моховой недалеко от университета. Я не мог предположить, что произойдет - человек 400 набилось в магазин, трещащий по швам. Более 1000 человек не попавших в магазин стояли за дверьми и хором кричали: «На улицу!», «на улицу!». Нас буквально вынесли из магазина и понесли на лестницу университета. Мы стали читать. Читали без микрофона, импровизированно... Мы все чувствовали, что от нас ожидают чего-то важного. 
На смену словесам затёртым

слова живые встали из могил..

Екатерина Рождественская :

Как рассказывал отец, потом они пошли на площадь Маяковского, где их ждало тысяч пятьдесят человек, целое море людей. Кто-то из фотографов подставил стремянку, Рождественского подтолкнули вперед, и он, стесняясь, полез вверх, словно его просто попросили поменять лампочку на более яркую. А только залез на эти несколько шатких и скрипучих ступенек, как люди замерли, замолчали, застыли, сосредоточив внимание на том, что скажет поэт. И он начал, чуть грассируя, но совсем не заикаясь:

Роберт Рождественский:

Время 
в символах разобраться!

Люди – винтики.
Люди – винтики…
Сам я винтиком был.
Старался!
Был безропотным.
Еле видимым.
Мне всю жизнь
за это расплачиваться!
Мне себя, как пружину,
раскручивать!

В композицию вошли стихи молодых московских и ленинградских оттепельных поэтов – и опубликовавшихся «официально», и тех, чьи стихи составили самиздатовские сборники «Феникс», «Сирена», «Бумеранг». 
Вошли и стихи тех, чьи имена были вычеркнуты из истории литературы, долгое время запрещены, но во время Оттепели стали постепенно возвращаться к читателю - Мандельштама, Цветаевой, Гумилева и многие другие.