• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проект "Маяки"

ОТТЕПЕЛЬ. ПОЭТИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
ПРОЕКТ "МАЯКИ" (2020 - 2021)

В 2020 – 2021 году проект «Маяки» (руководители Т.В.Левченко и С. Е. Григоруца ), продолжился. Посвящен он снова был поэтам, их читателям, тому неподдельному интересу к поэтическому слову и вере в его значимость и материальность, который существовал все годы Оттепели. 
Завершен проект был в марте 2021 года.

_20201009_220544.JPG

 

Время Оттепели настолько захватило многих участников проекта - Люси Акопджанян  и  Татьяну Зеленкову (магистратура «Журналистика   данных»), Екатерину Мацкив (бакалавриат «Философия»), Дарью Сербину (бакалавриат «История»), Анастасию Белокопытову (бакалавриат «Медиакоммуникации»), что и спустя месяцы после его окончания они с удовольствием возвращались к работе. 
В результате был сделан оммаж поэтическим чтениям у памятника Маяковскому. 5 июня 2021 года в 5 часов утра ребята собрались у памятника. 
Участницы проекта два с половиной часа читали стихи, звучавшие когда-то на самых первых  неформальных чтениях в 1955 году на  площади Маяковского (Триумфальной). Это происходило у закладного камня будущему памятнику  - самого памятника поэту еще не было. 
Студенты читали «Люди -винтики» Р. Рождественского. Стихи Б. Слуцкого и Б. Ахмадулиной, О. Мандельштама и Н. Гумилева.

DSC_5450.JPG

Оммаж поэтическим чтениям Оттепели. 5 июня 2021 года

нонконформистов ...  Звучали здесь и стихи самого Маяковского. 
И это была не только дань месту, но продолжение того, о чем, вспоминая Маяковского, говорил В.Шкловский: «Человеческий голос стал орудием разговора, орудием соединения людей в группы, которые знают, куда они пойдут, для чего они идут. Это был не только новый поэт. Это был поэт, создающий не вещи отдельные, а потоки металла. Он говорил, что улице нечем разговаривать. Он изменил стих, он оторвал стих от набора. Стих нуждается в наборе, но он должен звучать. Пушкинский стих был стихом голоса, и его можно сейчас прочесть, и голос Пушкина, его манера говорить, его манера думать, соединять вещи, родится заново» (Устная история. В. Радзишевский беседует с В. Шкловским о книге Л. Волкова -Ланнита «Вижу Маяковского»). 
Не в последнюю очередь такая живая поэтическая связь возникла потому, что 
феномен интереса к поэтическому слову, к поэтическим чтениям периода Оттепели исследовался нашими студентами не только с помощью архивных и мемуарных документов, но и во время работы над  документально-поэтической композицией «Маяки», в том числе и по тем материалам, что находили участники. 
Отправной точкой (и составной частью) композиции стала документальная пьеса  «Маяковка» (авторы М. Щукина, И.Петрова,  Г. Кузовкин), рассказывающая об одном из мест поэтического притяжения Москвы 1958-1961 годов — этом небольшом «пятачке» свободы около памятника В. Маяковскому и о группе молодых людей, сделавших его местом Москвы, где поэтическое слово звучало как призыв к инакомыслию. 
В результате работы композиция стала охватывать гораздо больший временной период, чем первоначальный текст пьесы, в который вошел рассказ о первых, стихийных, не заказных, не организованных «сверху» поэтических чтениях на площади (11 сентября 1955 г.). 
Появились новые документальные свидетельства, новые адреса поэтических чтений и встреч — например, Политехнический музей, общежитие физфака МГУ и др., зазвучало поэтическое «разноголосье» -  в композицию вошли стихи из самиздатовских сборников.  

Ведущий:

«Воскресным днем 11 сентября 1955 года в 20 книжных магазинов Москвы пришли поэты.  Представьте себе 100 поэтов встали за прилавки и несколько часов, сменяя друг друга, подписывали книги, читали стихи, общались с людьми. В книжный на Моховой пошли Рождественский, Евтушенко,  Симонов,  Луконин,  Озеров ...

Евгений Евтушенко:

Я вместе с другими поэтами выступал в магазине на Моховой недалеко от университета. Я не мог предположить, что произойдет - человек 400 набилось в магазин, трещащий по швам. Более 1000 человек не попавших в магазин стояли за дверьми и хором кричали: «На улицу!», «на улицу!». Нас буквально вынесли из магазина и понесли на лестницу университета. Мы стали читать. Читали без микрофона, импровизированно... Мы все чувствовали, что от нас ожидают чего-то важного. 
На смену словесам затёртым

слова живые встали из могил..

Екатерина Рождественская :

Как рассказывал отец, потом они пошли на площадь Маяковского, где их ждало тысяч пятьдесят человек, целое море людей. Кто-то из фотографов подставил стремянку, Рождественского подтолкнули вперед, и он, стесняясь, полез вверх, словно его просто попросили поменять лампочку на более яркую. А только залез на эти несколько шатких и скрипучих ступенек, как люди замерли, замолчали, застыли, сосредоточив внимание на том, что скажет поэт. И он начал, чуть грассируя, но совсем не заикаясь:

Роберт Рождественский:

Время 
в символах разобраться!

Люди – винтики.
Люди – винтики…
Сам я винтиком был.
Старался!
Был безропотным.
Еле видимым.
Мне всю жизнь
за это расплачиваться!
Мне себя, как пружину,
раскручивать!

В композицию вошли стихи молодых московских и ленинградских оттепельных поэтов – и опубликовавшихся «официально», и тех, чьи стихи составили самиздатовские сборники «Феникс», «Сирена», «Бумеранг». 
Вошли и стихи тех, чьи имена были вычеркнуты из истории литературы, долгое время запрещены, но во время Оттепели стали постепенно возвращаться к читателю - Мандельштама, Цветаевой, Гумилева и многие другие. 

Альманах "День поэзии", 1962 год



Публикация стихотворений О.Э. Мандельштама
в альманахе "День поэзии", 1962 год  

Читали стихи «маяковцев» — Ю. Галанскова, Г. Недгара, А. Шухта, И. Волгина  и других молодых Целью одного из заданий, предложенных участникам проекта, было создание возможного корпуса стихотворений О.Э.Мандельштама, знакомого обычному «среднестатистическому» читателю на разных этапах этого периода возвращения. Составить такой корпус можно было, анализируя публикации советской печати о поэте, а также историю публикации его стихотворений в ряде журналов. 
А анализ архивных, мемуарных материалов позволил увидеть и «читателя продвинутого». Это был не только круг людей, знавших самого поэта, людей, сохранивших память о его поэзии даже в условиях концентрационных лагерей Гулага, но и тех, кто глубоко заинтересовался ею уже во время Оттепели. 
В результате этих изысканий был найден участник поэтического вечера в честь О.Э. Мандельштама на механико-математическом факультете МГУ в мае 1965 года (см. статью П. Нерлера "Корни, побеги, плоды... //  Мандельштамовские дни в Варшаве. Ч. 2. М.: Изд-во РГГУ, 2015. С. 587-616). Это тогдашний студент Щукинского училища, приглашенный И.Эренбургом прочитать стихи, Александр Лахман.   
Проектанты не только искали материалы, но и работали над техникой речи, актерскими этюдами, связанными с визуальными образами людей 1950 – 60-х годов (по фотографиям, графике, кинокадрам картин соответствующего времени),  и одновременно слушали  лекции о кино, театре, литературе, живописи, истории быта, истории общества. Готовили для обсуждений свои рассказы и презентации. 
Важной составляющей проекта стала возможность попробовать себя не только в качестве актеров и соавторов композиции, но и в качестве декораторов (сценографов).  Так, участникам проекта было предложено придумать визуальный ряд, описать вещный мир отдельных сцен пьесы «Маяковка».  
Вот, как увидели его Татьяна Зеленкова, Екатерина Мацкив, Валерия Смирнова (студентка 1 курса бакалавриата программы «Журналистика»).

Маяковка 1955-1965 -взгляд из 2021 Мацкив (PPTX, 7.64 Мб) 

Предметный мир Маяковки В.Смирнова (PPTX, 3.66 Мб) 

 

Маяки (PDF, 1.12 Мб) 

Одной из идей, возникших уже во время работы над проектом, стала идея записать (кроме поэтических фрагментов) видеорассказ каждого участника проекта о его восприятии  времени Оттепели, о поэзии и поэтах-шестидесятниках,  о героях  «Маяковки», о том, есть ли параллели с сегодняшним днем, записать те сценические этюды и композиции, что были сделаны по отдельным фрагментам композиции. 
Съемки вели С. Е. Григоруца и профессиональные операторы-волонтеры, которые узнали о проекте, благодаря Л.Акопджанян: это Ваган Карапетян, Артем Абрамян, Артур Карапетян. 
Работа над видеохроникой продолжается в настоящее время, в 2021 – 22 учебном году, и мы надеемся скоро ее показать. 




А вот как увидела, прожила  проект Люси Акопджанян:
«Мой рассказ про проект «Маяки». 

Хочу начать с рассказа о том, как исполнилась моя мечта. С детства я мечтала стать актрисой и режиссёром, но судьба распорядилась по-другому. Я стала маркетологом, и когда надо было выбрать проект в ВШЭ, я увидела проект Маяки и поняла, что это мой шанс исполнить мечту. Я очень хотела, чтобы меня взяли и помню моё волнение, когда мне написали Татьяна Викторовна и Светлана Евгеньевна о том, что надо подготовить маленький рассказ о себе и любимом стихотворении! Тогда мы были на дистанционном обучении и собрались все в Zoom. Каждый рассказал о себе, прочитали стихи и сказали мне, что готовы взать в проект, чему я была очень рада. Я с нетерпением ждала наших встреч в каждую пятницу, где мы читали стихи Рождественского, Ахмадулиной и разных писателей времен оттепели. Так как я иностранная студентка, мне было очень интересно узнавать все больше и больше про историю России. Меня очень удивило, когда я узнала, что Мандельштам был в Армении, на моей родине, и когда я прочитала, с какой нежностью он писал про озеро Севан, я была поражена! С февраля месяца уже была возможность продолжить занятия в очном формате и было очень интересно впервые, встретить уже родных людей! Начались наши пробы и этот проект, кроме того, что дал мне ценные знания про Оттепель и героев тех времён, о которых, к сожалению, не так многие слышали. Ещё мне это очень помогло интегрироваться в общество, так как, я прилетела из Армении и почти никого не знала в Москве! Мы решили снять фильм, завершающим эпизодом которого была съемка у памятника Маяковского в 5 утра, чтобы людей не было в кадре! Каждый читал стихи и мне достались стихи Рождественского “Люди Винтики”. Я долго думала над этим стихотворением и для себя поняла одно, что с 20 века до наших дней мало что изменилось, и сейчас, как говорится в стихотворении, царствует лозунг “не наше дело”. Ещё я согласна с писателем в том, что он не верит в бессловесный винтичный разум! Этот день я запомню навсегда и стихотворение, которое мне досталось, стало для меня девизом жизни! Проект уже завершен, но общение с людьми из проекта во главе Светланы Евгеньевны и Татьяны Викторовны надеюсь продолжится, так как много чего ещё хочется у них научиться!

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.