• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Новое рождение запрещенного в 1970-м спектакля по стихам Вознесенского

Это был еще не спектакль, пока только эскизы к нему. Точнее, этюды, придуманные студентами самых разных факультетов "Вышки" с помощью Дарьи Денисенко, режиссера и ученицы Ю.П.Любимова. Cтуденты участвовали в проекте Лаборатории по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. НИУ ВШЭ и Благотворительного фонда развития театрального искусства Ю.П.Любимова.

Новое рождение запрещенного в 1970-м спектакля по стихам Вознесенского

11 июня 2019-го, почти через 50 лет после того, как спектакль "Берегите ваши лица" по указанию чиновников министерства культуры (а в конечном итоге, партийных органов) был снят, по мотивам этого, запрещенного когда-то спектакля состоялось превью студенческой постановки. Конечно, постановщики не могли воспроизвести оригинальные мизансцены, да они и не пытались это сделать.  Зрители, собравшиеся в этот день в актовом зале Басманного корпуса НИУ ВШЭ, видели не спектакль-итог, а процесс рождения поэтического театра - этюды по стихам Андрея Вознесенского. Их постановщики придумывали сами, но стихам, звучавшим в том, старом спектакле, поставленные сценические эпизоды соответствовали.
Начиналось действо с разминки - из молчания рождались звуки, потом слова, сначала не очень внятные, затем ритм побеждал хаос – и возникала поэзия. Как и в спектакле Ю.П.Любимова, звучал палиндром ("кругмётами" называл их Вознесенский): "Тьма-тьма-тьма-мать". Из хаоса тьмы – как из молчания звуки - рождалась творческая сила жизни, мать. А чиновникам, далеким от философского прочтения этого образа, нужна была "Родина-мать" (так и записано в стенограмме обсуждения спектакля с министерскими “гостями”).
Звучало в студенческом спектакле и стихотворение "Гетто в озере" - то самое, которое глава Главного управления культуры Моссовета Б.Е.Родионов (по словам Ю.П.Любимова, далеко не самый тяжелый вариант чиновника) потребовал когда-то назвать "Зовом озера", а еврейские фамилии выбросить, или хотя бы уменьшить их число. Перечисление этих имен предваряло и завершало этот сценический эпизод и было сродни повешенной театром мемориальной доске. "Я не согласен, - сказал тогда Юрий Петрович (эти его слова тоже из стенограммы обсуждения спектакля). Это ведь реальные люди. Это судьбы людей".  И еврейские фамилии оставили, правда, разбавили их фамилиями людей других национальностей.
Так же, как в стихах Маяковского из метафорического выражения «расходились нервы» появлялись образы скачущих и пляшущих нервов, на сцене Театра на Таганке в спектакле по стихам Вознесенского буквально реализовывались переносные смыслы выражений, включавших слово “лицо”. То возникала вереница Безликих, "проворонивших"лица, то свивался клубок из Языков сплетников… Кое-что попало в студенческий спекталь и из этих мизансцен.
А вместе с тем придумались и вошли сюда и совершенно новые эпизоды - например, разыгрывалась загадка Эдипа: появлялся человек, в разные периоды своей жизни стоящий сначала на четырех, потом на двух и наконец на трех ногах.
Или. “Учим всё чужое и чужое”, - хором, много раз, как заклинание, произносили участники действа; еще один актер дирижировал этим странным и как будто бы послушным коллективом и пытался не дать пробиться любому проявлению живого, удержать хор в жестких неподвижных рамках. Этот дирижер и был автором мизансцены, подсказанной ему жизнью, – учитель по профессии, он только что закончил одну из магистратур Вышки для действующих учителей.
И все же центральные образы и мотивы спектакля “Берегите ваши лица” в студенческом показе уже прозвучали.  Возник образ творца: “Творец я. Леплю лик человечности”. Это с одной стороны. С другой – мастер хочет создать Лицо Времени. Тема Времени, мотив “Время на ремонте”, звучавшие у Вознесенского, прошили студенческий спектакль и даже оказались  актуальны. Лозунги спектакля “Время на ремонте”, “Тьма-мать” и другие соседствовали с призывом сегодняшнего дня “Свободу Ивану Голунову”.
Но в общем это был пока показ того, чему студенты научились за три с небольшим месяца. В планах сделать куда больше – озвучить многие стихи Вознесенского, вошедшие в этот спектакль, рассказать его цензурную историю.  Это уже осенью.
Евгения Абелюк