По стихам они узнавали друг друга...
«Удивительно: когда-то люди стояли у памятника и читали стихи. Свои и не свои… Узнавали друг друга по стихам… Оттепель - это был другой мир… Они иначе, чем мы, думали, у них были другие ценности… Когда я выбирала проект, я наткнулась на слово «Оттепель»; мне всегда хотелось знать, что это такое – и я записалась. Но вначале было сложно…», - это говорит Издаг Мунгиева, студентка образовательной программы «Прикладная культурология».
Со сложностями Иза привыкла справляться. Она родилась в городе Дербенте, в Дагестане; окончив девятый класс, в Ташкенте поступила в лицей с очень сложным названием - Республиканский специализированный музыкальный академический… имени В. Успенского. Это было в 2004 году. А уже в 2005-м пианистка Иза стала дипломанткой международного конкурса в Каунасе Olimpo Musicale. На 2 курсе лицея заняла 2-е место на конкурсе «Pro Piano-Romania» в Бухаресте и получила грант – право поступления в Государственную Консерваторию Узбекистана без экзаменов.
Будучи студенткой 1 курса Консерватории, заняла 1-е место на конкурсе в Италии – «Città di Barletta» (класс Мадины Файзиевой). Получив второй красный диплом (первый – в лицее), поступила в Вышку. Потому что хочет учиться писать о музыке и музыкантах. Сейчас Иза работает над курсовой «Пианизм как объект культурного трасфера: случай ташкентской Консерватории» (рук. А.Г. Ганжа).
Ну а когда нужно было выбирать проект, Иза записалась сразу на два – «Small talk» (разговоры на иностранных языках с людьми старшего возраста на свободную тему – это проект, открытый в рамках программы «Московское долголетие»: студенты НИУ ВШЭ помогают пенсионерам учить иностранные языки, английский или французский». Рук. – Ю.В. Величко) и «Художественная культура Оттепели в рассказах участников и очевидцев (устная история)» (студенты работают с дневниками ресурса «Прожито» и таким образом знакомятся с поэтическим бумом, начинают чувствовать это время – Оттепель, а потом интервьюируют свидетелей и очевидцев разных поэтических событий. Возникнет комплекс записей, который станет основой цифрового ресурса, посвященного истории культуры Оттепели. Открыт проект в Лаборатории по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. Руководители – Геннадий Кузовкин и Евгения Абелюк.
Как говорит Иза, у нее получилось так, что один проект помогает другому: Елена Михайловна Иевлева, с которой Иза разговаривает по-английски, порекомендовала ей первого респондента, и поэт Владимир Строчков дал очень интересное интервью. А потом Иза разговаривала с Давидом Маркишем – сыном поэта Переца Маркиша и тоже писателем, последние десятилетия – израильским.
Вот что говорит Иза об этой встрече: «У меня исследовательская удача, которой я хочу поделиться с участниками проекта «Поэтический бум 1960-х (Культурная история Оттепели в свидетельствах очевидцев)» и всеми, кому интересна бурная оттепельная пора.
…Мне удалось провести и записать беседу с Давидом Перецовичем Маркишем! Поэт и сын поэта, современник того самого бума, который мы изучаем, - респондент мечты!
Он быстро откликнулся на просьбу об интервью и щедро уделил мне время. Давид Перецевич - замечательный человек и очень интересный собеседник! Он был знаком с Ахматовой, Ахмадулиной, Вознесенским и многими другими ключевыми фигурами поэзии Оттепели. Я узнала много нового, сидела с блокнотом, едва успевая делать заметки… записывала, что посмотреть и что почитать! Тот самый случай, когда встреча одухотворяет и дарит свет! Спасибо!»
В самое ближайшее время интервью Давида Маркиша и Владимира Строчкова появятся в архиве Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. Будут там и редкие фотографии...
В проекте «Художественная культура Оттепели в рассказах участников и очевидцев (устная история)» в этом году работают 8 студентов. В будущем учебном году к нам можно будет присоединиться.