Под лупой комментария: красная повязка в романе Булгакова и рассказе Аверченко
О чем может говорить красная повязка на рукаве героя, появившаяся в марте 1917-го? А в январе 1918-го?Почему для Булгакова Рай наступит "в то самое мгновение, как в Москве исчезнут семечки"?Кто же все-таки для героя рассказа Зощенко баба в шляпке и фильдекосовых чулочках": "баба", "фря" или "аристократка"? Чем домуправ отличается от домхоза, а самоуплотнение - от уплотнения и важно ли это знать, когда идешь в театр на "Зойкину квартиру"? Над этими и другими вопросами читателям предлагают размышлять авторы проекта по созданию модели универсального цифрового комментария для школы. Это подпроект большого проекта НИУ ВШЭ «Литература и общество: цифровая платформа СОЦИОЛИТ».
О чем может говорить красная повязка на рукаве героя, появившаяся в марте 1917-го? А в январе 1918-го?
Почему для Булгакова Рай наступит "в то самое мгновение, как в Москве исчезнут семечки"?
Кто же все-таки для героя рассказа Зощенко баба в шляпке и фильдекосовых чулочках": "баба", "фря" или "аристократка"?
Чем домуправ отличается от домхоза, а самоуплотнение - от уплотнения и важно ли это знать, когда идешь в театр на "Зойкину квартиру"?
Над этими и другими вопросами читателям предлагают размышлять авторы проекта по созданию модели универсального цифрового комментария для школы. Это подпроект большого проекта НИУ ВШЭ «Литература и общество: цифровая платформа СОЦИОЛИТ».
Делается модель на материале произведений советской литературы 1920-х годов. Прежде всего это произведения, которые входят в канон школьного литературного образования: повесть М.А. Булгакова "Собачье сердце" и рассказ М.М. Зощенко "Аристократка". Но не только они.
Следующий круг - пьесы того же Булгакова и "Самоубийца" Н.Р. Эрдмана.
Однако есть и третий, значительно более широкий круг: самые разные произведения современников Булгакова, Зощенко и Эрдмана - это художественные тексты Маяковского, Замятина, Бабеля, Ильфа и Петрова, Платонова, Мариенгофа, Введенского, Заболоцкого, Пришвина, Кржижановского и многих, многих других. Этот ряд писателей появляется потому, что каждая реалия, каждый мотив и понятие живут в самых разных художественных текстах того же времени, и примеры из этих текстов приводятся. Для универсального комментария это важно. Кроме того, рассматриваются не только литературные контексты, но и изобразительные.
Проект готовят учителя - студенты и выпускники образовательной программы "Современная филология в школьном преподавании русского языка и литературы".
О проекте по созданию модели универсального цифрового комментария для школы в доме-музее Пастернака рассказывает его руководитель Евгения Абелюк.