Антропологическая экспедиция в Мурманскую область — 2024
В июне 2024 года сотрудники Лаборатории социогуманитарных исследований Севера и Арктики и студенты нескольких образовательных программ НИУ ВШЭ открыли летний полевой сезон экспедицией в Мурманскую область.
Экспедиция продолжает цикл антропологических исследований северных и арктических регионов, в рамках которого сотрудники Лаборатории и их коллеги собирают и анализируют данные о жизни локальных сообществ. На Кольском Севере большинство участников оказались впервые, а некоторые возвращаются сюда после долгого перерыва. Исследователям удалось поработать в Мурманске и нескольких районах Мурманской области и получить насыщенный материал о социокультурной динамике в регионе.
Первую неделю мы жили и работали в Мурманске, который последние несколько лет именуют столицей Арктики. Как видят эту арктичность сами жители? Каковы особенности социального и экономического развития в крупном городе за Полярным кругом? Как устроены взаимоотношения Мурманска с другими частями области, а также другими северными и несеверными регионами? Это только часть вопросов, ответы на которые мы искали.
Поговорив с работниками региональных министерств и отраслевых комитетов, мы узнали об административных задачах в развитии области: о переориентации экономики, преобразованиях в муниципальном управлении, работе с этническим многообразием. Актуальным для региона является процесс внедрения системы муниципальных округов, который консолидирует административные полномочия городских и сельских поселений в районном центре. В отдельных районах области данная система вводилась с 2020 года, и более подробно с её особенностями мы познакомились в Печенгском округе.
Одно из основных направлений экономики Мурманской области — добыча природных ресурсов. В регионе работают несколько крупных российских компаний данного профиля. Богатые разнообразными ископаемыми недра привлекают сюда новые предприятия, которые создают рабочие места для жителей области и приезжих. Это уже не первая экспедиция, в которой часть коллектива делает акцент на изучение социального взаимодействия между крупными корпорациями и локальными сообществами. В Коми и Ненецком автономном округе нас интересовала социальная политика нефтедобывающих компаний, а в Мурманской области в нашем фокусе было несколько крупных предприятий другого промышленного профиля.
Другая важная отрасль мурманской экономики — рыбная промышленность. В Мурманске базируются крупные компании, действующие как на российском, так и на мировом рынке. Добыча рыбы и её обработка даёт значительное количество рабочих мест, а региональный университет готовит кадры для отрасли. Именно рыбную промышленность можно считать стабильно существующей в этом регионе на протяжении самого длительного времени. При этом развивается и аквакультура, локальная особенность которой в том, что рыбу можно выращивать в морских заливах. Эти два направления практически не пересекаются, но вместе становятся основой для образа Мурманской области как края водных продуктов.
Последнее время в области активно развивается туризм. На ближайшие несколько лет региональным комитетом по туризму разработан план развития: 2023 год был посвящён активному туризму, 2024 — культурному, перспективные направления — промышленный и деловой туризм. Среди прочего, акторы, развивающие туризм в регионе хотят, чтобы Мурманская область не ассоциировалась исключительно с селом Териберка, популярность которого во многом связана со снимавшимся там фильмом «Левиафан».
Туристические потоки в Мурманск и область довольно чётко разделяются по сезонам. Летом сюда едут туристы из России, преимущественно Санкт-Петербурга и Москвы, для привлечения которых в основном и разрабатываются различные направления. А зимой город посещает большое количество туристов из Китая, которые мечтают увидеть северное сияние. Это отражается и в языковом ландшафте города — надписи на китайском языке можно увидеть на ларьках, где продают местные сувениры и северные продукты: рыбу, оленину, ягоды, а на ограждениях мурманских пристаней попадаются «брачные» замочки с китайскими иероглифами.
Также нам удалось узнать о стратегическом развитии предпринимательства. Арктика — по-настоящему сложное место для ведения собственного дела. Однако в последние несколько лет в Мурманской области появилось множество личных проектов в сфере услуг. Большая часть из них связана с туризмом, но есть и те, что направлены на улучшение качества жизни в регионе. Административные поддержки разного рода помогают предпринимателям пробовать создавать бизнес на Севере. При этом инвесторами часто выступают крупные добывающие компании.
Мы немного затронули и сферу образования в регионе. Особенностью Мурманской области является подготовка специалистов, работа которых связана с арктическими территориями и морем: добыча полезных ископаемых, развитие и эксплуатация транспортной инфраструктуры в северных водах, рыбная промышленность и другие.
Ещё одной темой, которая интересовала нас в этой экспедиции, была историческая память. В пространстве населённых пунктов и рассказах жителей она во многом связана с Великой Отечественной войной и обороной Заполярья. Нам удалось пообщаться с представителями поисковых отрядов, узнать об особенностях поисковой деятельности на Севере, работе с мемориальной культурой и популяризации темы памяти о военных событиях. Часть нашей команды провела включенное наблюдение, поучаствовав с одним из отрядов в небольшой экспедиции по поиску пропавших без вести советских солдат.
Часть команды успела побывать в населённых пунктах Белокаменка и Междуречье на западном берегу Кольского залива. Белокаменка совмещает в себе природные красоты Кольского полуострова (из-за чего её облюбовали дачники из города) и инфраструктурный мегапроект одной из главных федеральных газовых компаний. Это сочетание промышленного и пасторального ландшафтов не только завораживает своей парадоксальностью, но и представляет исследовательский интерес для всех, кто занимается (пост)индустриальной трансформацией региона. Начавшаяся несколько лет назад стройка серьёзно изменила социальный и демографический облик этого поселения. В целом этот кейс — яркий пример того, какие проблемы возникают в проектах социального партнерства, в которые вовлечены местные сообщества, администрации разных уровней и федеральные компании.
Другую модель адаптации к современным социоэкономическим условиям демонстрирует посёлок Междуречье. Здесь строятся портовые терминалы, при этом удалось сохранить инфраструктуру колхоза, ключевого сельхозпредприятия для этой территории. Сосуществование разных укладов, с одной стороны, позволяет поселению оставаться довольно перспективным, несмотря на его удаленность от «большой земли», а с другой — проблемы, встающие перед местными жителями, оказываются во многом уникальными, и требуют гибких подходов к управлению и распределению ресурсов.
Кроме того, на первой неделе часть нашей группы отправилась работать в село Ловозеро, примерно в 160 километрах от Мурманска. Ловозеро — старинное саамское село, а также в нём проживают коми-ижемцы, переселившиеся с севера современной республики Коми на Кольский полуостров в XIX веке. Этнический образ села выражается буквально во всем: от узоров на брелках из местных сувенирных магазинов до остановок и зданий в форме чумов. Мы посетили детские садики, школу, колледж и администрацию, где узнали о языковой и этнической политике, о жизни местных детей и подростков, образовании, а также попытались немного разобраться в общем политическом устройстве села и района. Мы также поговорили с представителями организации «Изьватас», чтобы больше узнать о развитии коми-ижемской культуры в Ловозерском районе, что было продолжением наших исследований коми идентичностей.
Другой важной темой для нас была мобильность и транспортная доступность населенных пунктов Ловозерского района. Об этом мы поговорили с жителями Ловозера и Краснощелья – удаленного села, добраться до которого можно только на вертолете или снегоходе.
Также нам удалось многое узнать об оленеводстве на Кольском полуострове. Мы поговорили о численности стад, их сохранности, людях, которые продолжают работать в оленеводстве, а также о перспективах его развития и взаимодействии между местными общинами, занимающихся традиционной деятельностью, и компаниями, ведущими разработки лития на близлежащих территориях.
В конце работы в Ловозере мы посетили фестиваль «Саамские игры», который традиционно (уже 38-й раз) проводится на берегу озера Поповское и собирает участников и зрителей из России и других стран. На празднике выступали творческие коллективы, представляющие саамскую, коми и русскую культуры, гости участвовали в соревнованиях с элементами «северного многоборья» (бег с палкой, метание аркана и т.д.), мастер-классах, например, резьбы по кости.
Вторую неделю экспедиции мы провели в Печенгском муниципальном округе, на северо-западе Мурманской области, у самой границы с Финляндией и Норвегией (в этой части региона находится точка, где границы трёх стран встречаются). Ключевую роль на этой территории играет компания, которая занимается добычей и обработкой медно-никелевых руд.
В округе два крупных населённых пункта — посёлок городского типа (сами местные нередко называют его городом) Никель и город Заполярный. В этих двух местах базировались две группы, на которые разделилась экспедиционная команда, чтобы полнее охватить ситуацию в Печенгском округе и сравнить траектории развития двух поселений.
За последние несколько лет здесь произошли серьёзные изменения: закрылся плавильный цех — градообразующее предприятие в Никеле, практически прекратил работу рудник Котсельваара, а важное для локальных сообществ трансграничное взаимодействие с Норвегией свелось к минимуму.
Заполярный до сих пор в первую очередь заточен на обслуживание действующего комбината, однако за последние годы в нем все больше развивается сфера услуг, а местный рынок недвижимости стремительно вырос. Нам было интересно изучить, как живёт город в условиях постиндустриальной трансформации, какой досуг жители находят в приграничном регионе и как местные сообщества переживают закрытие цеха в соседнем Никеле, а также приостановку трансграничного сотрудничества.
Уход индустриальных предприятий поставил вопрос о переориентации локальной экономики. Одно из возможных направлений, которое пытаются развивать на территории округа, — промышленный туризм, задействующий в том числе бывшие производственные объекты компании, — шахту и плавцех. Другая точка возможного индустриально-туристического маршрута — Кольская сверхглубокая скважина, которую нам удалось посетить и узнать мнение местных жителей о потенциале этого объекта.
Создание туристического кластера — одна из задач по диверсификации экономики округа. Важную роль в этом процессе играет добывающая компания. Она занимается поддержкой социальных проектов, в том числе с помощью специально созданной здесь организации, которая функционирует как агентство развития территории. Выработка новых стратегий развития для локальной экономики — одна из ключевых задач и для местной администрации.
Значимым изменением в жизни территории стала объединительная реформа — в 2020 году Печенгский район первым в Мурманской области перешел на одноглавую систему управления и получил статус муниципального округа. Об обстоятельствах этой реформы и в целом об управлении округом мы пообщались с сотрудниками администрации в Никеле и Заполярном, а также с представителями администрации в небольших населенных пунктах.
Нам также была интересна тема образования в Печенгском муниципальном округе. В ходе экспедиции нам удалось побывать в различных образовательных учреждениях Никеля и Заполярного, где нам рассказали об образовательном процессе, внеурочной деятельности и различных мероприятиях, участии в грантовых программах, а также о существовавшем до недавнего времени международном сотрудничестве с образовательными учреждениями Норвегии. Кроме того, мы узнали о том, как школьники сдают экзамены, куда и на какие специальности выбирают поступать.
Помимо учреждений общего образования мы посетили молодёжные пространства в городе Заполярный, что позволило составить более полную картину о досуге молодёжи в округе, а также больше узнать о проводимых для них мероприятиях.
В последние дни экспедиции небольшая часть команды посетила посёлки Лиинахамари и Раякоски, находящиеся в пограничной зоне. Нас интересовало то, как местные жители осмысляют близость границы, как воспринимается особый режим контроля на территории и как конструируется память об исторических изменениях, связанных с границей.
Лиинахамари — порт на Печенгском заливе Баренцева моря, основанный финнами в межвоенный период, когда провинция Петсамо (нынешний Печенгский округ) входила в состав финского государства. Эта часть региона имела для Финляндии стратегическое значение — здесь был единственный выход в Северный Ледовитый океан. После перехода территории под контроль Советского союза Лиинахамари стал одним из форпостов Северного флота. Тут размещались бригада подводных лодок, дивизион ракетных кораблей и другие военно-разведывательные подразделения, память о которых в настоящее время отражается как в пространстве поселка, так и в нарративах его жителей.
Актуальность темы прошлого для наших собеседников связана с резким сокращением воинского контингента и, как следствие, уменьшением населения Лиинахамари к началу XXI века. Если в позднесоветский период в посёлке было около трёх тысяч жителей, то сейчас здесь осталось меньше пятисот человек. Большая часть панельных домов и других зданий консервируется, а просторная школа превратилась в многофункциональное общественное пространство, выполняя роль дома культуры.
Помимо этого, в Лиинахамари материализуется двойственная память о событиях Второй мировой войны. В маленьком населенном пункте находятся более десятка памятников советским солдатам и братских могил, над которыми шефствуют местные организации. С другой стороны, вокруг Лиинахамари, по бухте и сопкам, разбросано множество объектов немецкой военной инфраструктуры – торпедные батареи, ДОТы, артиллерийские батареи. Они постепенно обрастают мифами и привлекают сюда туристов.
Раякоски — небольшой посёлок, который находится на территории за линией пограничных инженерно-технических сооружений (как говорят местные, «за системой»). В 1950-е годы на реке Паз, которая сейчас разделяет Россию и Норвегию, начали строить каскад гидроэлектростанций. Для советских работников ГЭС и основали Раякоски, причём строительством занималась финская компания, а в 1960-е новые дома строили норвежцы.
Жители и сейчас делят Раякоски на две части. Ближе к реке располагается «финский посёлок», включающий в себя жилые дома, детский сад и клуб. В глубине леса находится «норвежский посёлок», где тоже есть жилые дома, а ещё большая школа. Пожарная станция и общественная баня также построены норвежцами.
В посёлке до последнего времени начиналась ежегодная «Лыжня дружбы» — все желающие могли пройти лыжный маршрут, который пересекал территории трёх стран, России, Норвегии и Финляндии. Также в Раякоски находится эко-школа заповедника «Пасвик», который функционирует как часть трёхсторонней трансграничной природоохранной зоны. Сам посёлок входит в один из туристических маршрутов заповедника.
После возвращения из экспедиции мы обрабатываем данные, обсуждаем возможные пути их анализа, планируем выступления на конференциях и публикации, посвящённые разным аспектам жизни в Мурманской области. Мы обязательно вернёмся на Кольский Север — для того чтобы посетить ещё не охваченные части региона и проследить за изменениями там, где мы уже вели полевую работу.
Экспедиционная команда выражает благодарность программе исследовательских экспедиций НИУ ВШЭ «Открываем Россию заново» за финансовую поддержку. Мы благодарим всех жителей Мурманской области, представителей различных организаций, работников разных сфер — всех тех, кто согласился уделить нам время и поделился с нами своими историями, своим опытом и своим видением ситуации в регионе.
Лаборатория комплексных междисциплинарных проектов: Стажер-исследователь
Лаборатория комплексных междисциплинарных проектов: Стажер-исследователь
Лаборатория комплексных междисциплинарных проектов: Стажер-исследователь
Научно-учебная лаборатория социогуманитарных исследований Севера и Арктики: Стажер-исследователь
Лаборатория комплексных междисциплинарных проектов: Стажер-исследователь
Лаборатория комплексных междисциплинарных проектов: Стажер-исследователь
Научно-учебная лаборатория социогуманитарных исследований Севера и Арктики: Младший научный сотрудник
Научно-учебная лаборатория социогуманитарных исследований Севера и Арктики: Стажер-исследователь