Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Важные объявления 1

Стихи на языке пантомимы

Доклад зав. Проектной лабораторией по изучению творчества Ю.П.Любимова Е.С. Абелюк на Девятнадцатых Тыняновских чтениях (организаторы М.О. Чудакова и А.С. Немзер, при поддержке Государственного музея Булгакова) основан на редком документе - тексте поэтической композиции "Берегите ваши лица", созданной поэтом Андреем Вознесенским для спектакля Театра на Таганке (режиссер Ю.П. Любимов) - спектакля,  запрещенного принимающими государственными комиссиями к показу в начале 1970 года.

Стихи на языке пантомимы

Фото из архива Генриетты Перьян.

Спектакль "Берегите ваши лица", практически сразу после постановки запрещенный к показу, - спектакль легендарный. Сохранившиеся архивные документы и воспоминания очевидцев позволяют восстановить  историю его постановки и запрета. Кроме документов, касающихся спектакля, сохранился и сценарий, или поэтическая композиция Вознесенского. В этом втором для себя тексте, предназначенном для сцены (первый - "Антимиры"), Вознесенский попробовал представить сценическую версию своих стихотворений; он предложил театру сценографическое решение постановки, дал описание некоторых мизанцен, подробно представил несколько пантомим, прошив ими действие. Метафорический язык этих пантомим отвечает метафорическому языку поэзии Вознесенского. Однако театр использовал далеко не все образцы развития сценического действия, предложенные поэтом. Сохранившиеся в РГАЛИ описания пантомим, выполненные Аидой Черновой и поставленные в театре, показывают, что постановщику спектакля в пантомимических описаниях Вознесенского не всегда хватало конкретики. И в этом смысле, здесь работало тыняновское противопоставление кино как абстрактного искусства конкретному искусству театра.